За отсутствие техосмотра могут наказать: новые правила и штрафы (осень-2022)
Для большинства автолюбителей техосмотр перестал быть обязательным. Но в случае ДТП многим придется возмещать ущерб потерпевшему из своего кармана.
Кто обязан проходить техосмотр?
С 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физлицам, стало добровольным.
Техосмотр остался обязательным, если:
- автомобиль старше 4 лет и его надо поставить на госучет или переоформить на другого собственника;
- вносится существенное изменение в конструкцию (например, владелец решил установить ГБО или заменить двигатель). Год выпуска автомобиля в этом случае роли не играет;
- нужно въехать на машине любого возраста в страну Евросоюза (на таможне потребуют диагностическую карту отечественного образца).
Кроме того, обязательным остался техосмотр для автовладельцев, которые зарегистрировались в агрегаторе такси (или совершают другие коммерческие перевозки на личном авто, а также используют его в служебных целях).
После прохождения техосмотра владельцу выдается диагностическая карта — документ, подтверждающий, что автомобиль исправен и готов к эксплуатации. Те, кто не обязан проходить техосмотр, но хочет проверить свой автомобиль, могут сделать это и получить диагностическую карту на любой станции.
Количество проверок сократилось на треть…
С 1 сентября 2022 года в силу вступило Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 года № 306. Теперь автомобили проверяют не по 82 параметрам, а по 55.
С этой осени не обращают внимания на коррозию, легкие механические повреждения шлангов и уровень шума выхлопной системы. Допустимы и незначительные течи масел и рабочих жидкостей из кондиционера, двигателя, коробки передач, сцепления, аккумулятора. Измерение остаточной глубины протектора заменили на измерение высоты рисунка протектора (хотя, по сути, это одно и то же).
В то же время появились новые параметры проверки:
- подсос воздуха (проверка герметичности впускного клапана);
- наличие утечки выхлопных газов в обход выпускной системы (выпускной коллектор, глушитель, нейтрализатор).
Также по-прежнему будут проверять:
- целостность лобового стекла, соответствие светопропускания стекол нормам;
- работу дворников и обзорность в салоне;
- наличие зеркал заднего вида;
- исправность рулевого управления;
- целостность колес;
- работу тормозной системы;
- освещение и световую сигнализацию (работа и соответствие требованиям);
- исправность звукового сигнала и ремней безопасности;
- наличие брызговиков;
- отсутствие течей в топливной системе;
- герметичность впускного коллектора;
- отсутствие незаконных изменений конструкции ТС.
Готовиться к техосмотру придется по-прежнему тщательно.
Водители больше не должны предъявлять сотрудникам пунктов техосмотра аптечку, огнетушитель и знаки аварийной остановки (хотя, согласно ПДД, во время поездки они должны быть в салоне автомобиля, отсутствие карается штрафом 500 рублей).
Водители больше не должны предъявлять сотрудникам пунктов техосмотра аптечку, огнетушитель и знаки аварийной остановки (хотя, согласно ПДД, во время поездки они должны быть в салоне автомобиля, отсутствие карается штрафом 500 рублей).
… а штраф вырос в 4 раза
С 1 марта 2022 года в соответствии с ч.1.1 ст. 12.5 КоАП РФ управление автомобилем без диагностической карты карается штрафом 2000 рублей (раньше 500–800 рублей). Этот штраф может быть наложен только на водителя транспортного средства, для которого прохождение техосмотра обязательно.
Наличие диагностической карты инспектор легко может проверить по базе. Но, скорей всего, он этого делать не станет, если у автомобиля нет визуальных признаков серьезной технической неисправности — проще говоря, из выхлопной трубы не валит черный дым, не вытекает тормозная жидкость, автомобиль не издает при движении странных звуков и все болты на колесах на месте.
Если же неисправность заметна, то инспектор имеет право остановить и проверить автомобиль — как визуально, так и при помощи технического оборудования.
Важный нюанс: штраф за отсутствие диагностической карты имеют право наложить только один раз в сутки. Это время дается водителю, чтобы пройти техосмотр. Если вас пытаются оштрафовать повторно, ссылайтесь на Примечание к ст. 12.5 КоАП РФ.
Важный нюанс: штраф за отсутствие диагностической карты имеют право наложить только один раз в сутки. Это время дается водителю, чтобы пройти техосмотр. Если вас пытаются оштрафовать повторно, ссылайтесь на Примечание к ст. 12.5 КоАП РФ.
Что теперь с регрессом?
Прежде, если автолюбитель без техосмотра становился виновником ДТП, страховая компания могла взыскать с него сумму ущерба, выплаченную пострадавшему по полису ОСАГО, — вне зависимости от причины аварии.
Теперь регресс автовладельцам-физлицам за отсутствие диагностической карты не грозит. Правда, страховщики все равно могут потребовать возмещения расходов, если будет доказано, что ДТП произошло из-за неисправности авто.
Поэтому проводить техосмотр в добровольном порядке имеет смысл — по крайней мере, автомобилям, достигшим трехлетнего возраста.
Инспектор ГИБДД хочет оштрафовать за техосмотр — вот что нужно ответить
Юрист также напомнил, кому и с какой периодичностью нужно проходить техосмотр после 1 марта 2022 года.
Вступили в действие изменения в КоАП РФ, и с 1 марта за управление транспортным средством, не прошедшим обязательный техосмотр, ГИБДД может назначить административный штраф. Согласно ст. 12.5 КоАП РФ он составляет 2000 рублей.
Важно знать
- Повторное выявление правонарушения в течение 24 часов штрафа уже не влечет — он не может выписываться чаще, чем один раз в сутки.
- С 30 декабря 2021 года граждане, использующие свои транспортные средства исключительно в личных целях, освобождены от обязательного прохождения техосмотра.
То есть если вы на своем личном автомобиле поехали, к примеру, в магазин и у вас нет действующей диагностической карты, то вы ничего не нарушаете. Однако не все водители юридически подкованы и знают об этом. Этим могут воспользоваться некоторые инспекторы ГИБДД. Вот как правильно себя вести, если вам попался такой сотрудник правопорядка:
Мнение эксперта
— Ответственность по ст. 12.5 КоАП РФ в новой редакции ориентирована на юридических и физических лиц, эксплуатирующих транспортные средства в хозяйственных, служебных и коммерческих целях (в соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
На случай остановки водителя транспортного средства и требования сотрудниками ГИБДД диагностической карты о прохождении технического осмотра сохраните специально памятку по периодичности проведения технического осмотра:
Транспортные средства
Необходимость и периодичность ТО
Легковые авто, мототранспортные средства принадлежащие физлицам, используемые в личных целях
Любой возраст автомобиля, мототранспорта
По желанию владельца, штрафа нет
Легковые авто, мототранспортные средства принадлежащие юридическим лицам и ИП (кроме такси)
До 4 лет, включая год изготовления
Не требуется, штрафа нет
От 4 до 10 лет, включая год изготовления
Старше 10 лет, включая год изготовления
До 5 лет, включая год изготовления
Старше 5 лет, включая год изготовления
Грузовые автомобили, до 3,5 тонн
До 4 лет, включая год изготовления
Не требуется, штрафа нет
От 4 до 10 лет, включая год изготовления
Старше 10 лет, включая год изготовления
Грузовые автомобили, свыше 3,5 тонн
Любой возраст автомобиля
Грузовые автомобили, для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми (за исключением места для водителя)
До 5 лет, включая год изготовления
Старше 5 лет, включая год изготовления
Специализированные ТС и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов
Любой возраст автомобиля
Транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами
Любой возраст автомобиля
До 5 лет, включая год изготовления
Старше 5 лет, включая год изготовления
Прицепы, принадлежащие физ. лицам, до 3,5 тонн
Любой возраст прицепа
Не требуется, штрафа нет
Прицепы и полуприцепы свыше 3,5 тонн
До 4 лет, включая год изготовления.
Не требуется, штрафа нет
От 4 до 10 лет, включая год изготовления.
Старше 10 лет, включая год изготовления.
Транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством СГУ
Любой возраст автомобиля
Таким образом, привлечение к административной ответственности за отсутствие диагностической карты в отношении легковых авто, а также прицепов грузоподъемностью до 3,5 тонн и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам и используемых в личных целях, не предусмотрено, независимо от возраста.
На случай, если сотрудники ГИБДД остановили такое транспортное средство и пригрозили составлением административного протокола по ст. 12.5 КоАП РФ, водителю необходимо сослаться на нормы ст. 15 вышеуказанного федерального закона. В этом случае, если не выявлены признаки иных административных правонарушений, после проверки документов сотрудники ГИБДД обязаны его отпустить.
Для личной же уверенности в исправном техническом состоянии транспортного средства я бы рекомендовал прохождение ТО.
Техосмотр-2022. Кого будут штрафовать на 2000 рублей
С марта 2022 года ГИБДД начнет штрафовать за езду без техосмотра. Штраф составит 2000 рублей. Но наказание грозит только тем автомобилистам, для которых техосмотр останется обязательным.
В Госдуме планируют уточнить положения статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» под нормы которой как раз попадает управление автомобилем без техосмотра, чтобы избежать двусмысленных трактовок и возможных ошибок в правоприменительной практике.
Как будут проверять
Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры и инспекторы ГИБДД.
Техосмотр 15 января 2022 Техосмотр-2022: проходить придется всем. Разбор вариантов
Новости 14 января 2022 Техосмотр 2022: последние новости для водителей
У Госавтоинспекции остается право осмотреть автомобиль и потребовать заезд на стационарный пункт, даже если для данной машины ТО не обязателен. «Наличие действующей диагностической карты убережет автовладельцев от проверки технического состояния автомобиля на дороге инспектором. Но если водитель будет управлять автомобилем с техническими неисправностями, при которых запрещена эксплуатация, его все равно остановят и проверят», — объяснили в УГИБДД по Тамбовской области.
Кого смогут оштрафовать за отсутствие ТО
Техосмотр останется обязательным в нескольких ситуациях. Для автомобилистов, чье транспортное средство подлежит обязательному техосмотру, и не получивших диагностическую карту, предусмотрен штраф.
Диагностическую карту придется получать:
- в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
- для такси, автобусов и грузовиков.
Личные автомобили, эксплуатируемые больше 10 лет в служебных целях, должны проходить техосмотр ежегодно, объясняют в ГИБДД. «Такси и автобусы, выполняющие перевозку пассажиров, при условии, что транспортному средству не более 5 лет, обязаны проходить технический осмотр ежегодно, старше 5 лет, — раз в полгода», — добавляют в ведомстве.
Автомобили, использующиеся исключительно в личных целях, направлять на техосмотр не обязательно.
ТО лучше проходить всем
Документ исключает практику так называемых «техосмотров на обочине» — когда при наличии действительной диагностической карты сотрудники ГИБДД ставят под сомнение техническую исправность автомобиля и дополнительно осматривать его прямо на месте остановки. Поэтому заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов порекомендовал автомобилистам все равно проходить техосмотр даже после его обязательной отмены. По словам эксперта, если автомобиль не прошел процедуру техосмотра, у сотрудника ГИБДД все равно есть право осмотреть машину. При этом водителям, которые прошли техосмотр, такие проблемы не грозят.