Имеет ли право учитель задерживать на перемене

Содержание

Прокурор разъясняет — Прокуратура Курской области

Отвечает помощник прокурора Конышевского района Юрий Кириченко: Согласно п. 3 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, определение оптимальной учебной нагрузки и режима учебных занятий.

В соответствии с п. 10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, в которых продолжительность урока не должна превышать 40 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Таким образом, учитель должен уложится в отведенное время для урока и не вправе задерживать учеников на перемене.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Курской области

Прокуратура Курской области

8 октября 2019, 12:48

Имеет ли право учитель задерживать учеников после звонка?

Отвечает помощник прокурора Конышевского района Юрий Кириченко: Согласно п. 3 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, определение оптимальной учебной нагрузки и режима учебных занятий.

В соответствии с п. 10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, в которых продолжительность урока не должна превышать 40 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Таким образом, учитель должен уложится в отведенное время для урока и не вправе задерживать учеников на перемене.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

Учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать его на урок ни при каких обстоятельствах!

В Уставе школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несут ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. В пункте 1 статьи 51 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Соответственно, выгоняя ребенка с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. В статье 3 вышеуказанного закона также говорится о гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения. Юридически не допуск к занятиям, расценивается как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также нарушение статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — права гражданина России на получение образования и лишения Государственной гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Кроме того, выгоняя ребенка с урока, либо не пуская его на урок, учитель оставляет его без надзора, в результате чего может причинить вред не только себе и своему имуществу, но и вред иным лицам, что в силу статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации может привести к возмещению этого вреда за счет образовательной организации. Если малолетний гражданин причинил вред во время нахождения под надзором образовательной организации, то эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине.

В свою очередь, если ученик в процессе своего обучения допускает нарушение дисциплины, он тем самым нарушает обязанности ученика, установленные уставом учебного заведения, в связи с этим к нему необходимо применить меры воспитательного воздействия, такие как беседа учителей с его родителями, беседа с учеником завуча и директора школы, в случае необходимости привлечения психолога и инспектора по делам несовершеннолетних.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

9 декабря 2014, 00:00

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока?

Учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать его на урок ни при каких обстоятельствах!

В Уставе школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несут ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. В пункте 1 статьи 51 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Соответственно, выгоняя ребенка с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. В статье 3 вышеуказанного закона также говорится о гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения. Юридически не допуск к занятиям, расценивается как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также нарушение статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — права гражданина России на получение образования и лишения Государственной гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Кроме того, выгоняя ребенка с урока, либо не пуская его на урок, учитель оставляет его без надзора, в результате чего может причинить вред не только себе и своему имуществу, но и вред иным лицам, что в силу статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации может привести к возмещению этого вреда за счет образовательной организации. Если малолетний гражданин причинил вред во время нахождения под надзором образовательной организации, то эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине.

В свою очередь, если ученик в процессе своего обучения допускает нарушение дисциплины, он тем самым нарушает обязанности ученика, установленные уставом учебного заведения, в связи с этим к нему необходимо применить меры воспитательного воздействия, такие как беседа учителей с его родителями, беседа с учеником завуча и директора школы, в случае необходимости привлечения психолога и инспектора по делам несовершеннолетних.

Адрес: 680000, Россия, г. Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65

Права учителя: что он может и чего не должен делать

Проверьте себя: хорошо ли вы знаете, что вам разрешает закон. и здравый смысл. Сначала будут вопросы, чтобы вы попробовали сами на них ответить. Правильные ответы — они ниже — дадут семейный юрист Ольга Горбачёва и нейропсихолог Ксения Вотякова. Не подглядывайте! Начнём.

Итак, имеет ли учитель право.

  • Задавать домашнее задание в 1-ом классе;
  • давать задания на каникулы;
  • забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока;
  • задерживать детей после звонка;
  • кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился;
  • выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину;
  • ставить двойку за плохое поведение на уроке;
  • не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок;
  • ставить двойку за невыполненное домашнее задание.

Ответили? А теперь давайте посмотрим, что говорят юрист и нейропсихолог.

1. Имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе?

Юрист Ольга Горбачёва:

Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 (ст. 10.10), задавать домашнее задание в 1-ом классе, а также балльно оценивать первоклассников было запрещено вплоть до 17 февраля 2020 года. Затем Министерство Просвещения пояснило, что этот вопрос теперь находится в ведении руководства школы. Иными словами, каждое конкретное учебное заведение самостоятельно решает, задавать ли домашнее задание в 1-ом классе и ставить ли оценки первоклассникам. Отвечая на вопрос, имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе, можно сказать, что да, имеет, если это не запрещено правилами школы.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Первое полугодие 1-го класса даётся на адаптацию ребёнка к школе, поэтому нагрузка не должна быть чрезмерной. В то же время дети осваивают достаточно сложные навыки — чтение, письмо и счёт. Для автоматизации и освоения навыка, например, умения читать, нужны не просто часы практики, но распределенные во времени регулярные тренировки. Поэтому домашнее задание даже в 1-ом классе важно. Предпочтение стоит отдавать игровым и интересным по содержанию заданиям, на выполнение которых дома уйдёт не больше 20-30 минут.

2. Имеет ли право учитель задавать задания на каникулы?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нет, учитель не имеет такого права. Этот вопрос также регулируется СанПиН и говорит о том, что каникулы — это время отдыха детей. А когда дети делают домашнее задание — они не отдыхают. Данный подход дублируется также в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ п. 11 ст. 34.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Периоды интенсивной работы и погружения в учёбу должны чередоваться с периодами полноценного отдыха, когда можно полностью переключиться на другие дела. После такой перезагрузки дети, как правило, готовы заниматься с большим интересом и эффективностью. Поэтому с психологической точки зрения оправдано задавать домашнее задание на каникулы по желанию. При этом санкции к ученику, который не выполнил задание, не применяются. Таким образом мы поддерживаем автономию, свободу выбора ребёнка, а значит, ценную внутреннюю учебную мотивацию.

3. Имеет ли право учитель забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока?

Юрист Ольга Горбачёва:

Мне как маме подростков хотелось бы сказать, что да. Но нет, учитель не имеет такого права. Телефон — это собственность, а право собственности охраняется законом. Исключение одно — сдача экзаменов. На ЕГЭ ребёнок не может взять телефон. В противном случае его могут дисквалифицировать.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Если смартфон доступен, он сам по себе провоцирует на то, чтобы его взяли в руки и использовали. Это своего рода вкусное пирожное, которое стоит на вашем столе, и в голове постоянно крутятся мысли, когда вы его съедите, сейчас или потом. Приходится постоянно подавлять импульсивное желание съесть его прямо сейчас, а не подождать обеда и съесть его на десерт. Для некоторых детей мобильный телефон служит таким же мощным стимулом, который привлекает непроизвольное внимание и затягивает на уроке или на перемене. Я поддерживаю политику тех школ, которые вводят запрет использования гаджетов на территории школы.

4. Имеет ли право учитель задерживать детей после звонка?

Юрист Ольга Горбачёва:

Учитель не имеет такого права. Перемена — это право на отдых ребёнка. «Звонок — для учителя, а не для учеников» — эту фразу можно было услышать в школе какое-то время назад. Сейчас нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 регулируют перерывы в учебном процессе. В обязанности учителя входит его организация.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Очень важно, чтобы у детей был полноценный перерыв между уроками, когда они могут переключиться, подвигаться и размяться, пообщаться, подготовиться к другому уроку, если это необходимо.

5. Имеет ли право учитель кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился?

Юрист Ольга Горбачёва:

Разумеется, нет. Декларация о правах ребёнка и Федеральный закон об образовании гарантируют школьнику право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Когда взрослый кричит на ребёнка — это значит, что в сложной ситуации он не справился со своими эмоциями, не нашел другого подходящего способа реагирования. Иногда это связано с усталостью учителя или с непониманием, как можно ещё разрешить сложную конфликтную ситуацию. Бывает всякое. Но в такие моменты важно помнить, что это плохая модель поведения, и стараться избегать её, пытаясь заменить на менее травматичное выражение своих чувств. Например, используя «я-высказывание», когда вы озвучиваете эмоции вслух: «Я сейчас очень злюсь на тебя из-за того, что ты мешаешь мне вести урок и болтаешь».

6. Имеет ли право учитель выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину?

Юрист Ольга Горбачёва

Учитель не имеет такого права. Права учителя подразумевают возможность обратиться к руководству, вызвать родителей или написать замечание.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Я думаю, что случаются такие ситуации, когда ребёнка нужно вывести из класса, вывести из конфликтной ситуации. Например, если он демонстрирует агрессивное поведение или не может успокоиться. Ему нужно какое-то время, чтобы побыть одному. Но как санкция в наказание за плохое поведение — это плохая идея.

7. Имеет ли право учитель ставить двойку за плохое поведение на уроке?

Юрист Ольга Горбачёва:

Эти действия незаконны. В этом случае может последовать даже увольнение, хотя лично я о таком не слышала. Есть письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. № 1561/14-15, которое говорит о том, что оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения, а не поведения. Таким образом, права учителя не предусматривают возможность ставить оценки за поведение.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Двойка в данном случае — попытка изменить поведение ребёнка с помощью наказания. Учитель ставит оценки за знания, умения, образовательные результаты. Эффективный способ повлиять на ученика — это разобраться в причинах нежелательного поведения и только потом решить, что именно делать. Причины такого поведения могут быть разными: индивидуальные особенности, например, гиперактивность или конфликтность, сложная жизненная ситуация, накопившееся в моменте утомление или острая эмоциональная реакция на стресс.

8. Имеет ли право учитель не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нет, так как в этом случае речь идёт о безопасности. Как только школьник прошёл через турникет, ответственность за его жизнь и здоровье несёт школа. Такие поступки запрещены как уставом школы, так и нормами СанПиН.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Скорее всего, учитель не пускает ученика в класс в качестве наказания, чтобы показать, что такое поведение недопустимо. Хорошо бы обсудить последствия этого поведения для ученика и всего класса: пропустил начало урока и важную информацию — сократил себе время на выполнение заданий, создаешь репутацию необязательного и неорганизованного человека. Можно придумать другие санкции. Это могут быть дополнительные обязанности на уроке, устный ответ или плюс одна задачка к домашнему заданию. Можно обсудить уместность санкций и важность правил с учениками.

9. Имеет ли право учитель ставить двойку за невыполненное домашнее задание?

Юрист Ольга Горбачёва:

Это входит в права учителя. Домашнее задание — часть образовательного процесса, а оценка знаний входит в обязанности учителя. Если ребёнок болел или плохо себя чувствовал, и родители сообщили об этом, то учитель может поступить на своё усмотрение. Эти отношения регулируются уставом школы. Предполагается, что все участники образовательного процесса должны ознакомиться с этим документом.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Важно всегда оставлять право на пересдачу невыполненного домашнего задания, оценка за которое полностью перекрывает поставленную двойку без снижения итогового балла. Тогда мы передаем ученику ответственность за результат обучения: ты не сделал домашнее задание по каким-то причинам, но ты можешь исправить ситуацию. Если мы снижаем итоговую оценку после пересдачи домашнего задания, то таким образом девальвируем усилия ребёнка и его мотивацию исправить ситуацию.

Больше материалов о правах учителя (с комментариями юриста)

Как быть учителю, если его троллит ученик — читайте здесь .

Как учителю не дать сорвать свой урок — об этом здесь .

Учитель и «трудные» родители: как выстроить отношения с учетом закона и здравого смысла. Читайте здесь .

А еще мы рассказали про обязанности учеников . Это рассказ в двух частях.
Часть 1 : какие законы регулируют жизнь учебного заведения, о понятиях добросовестной учебы и бережного отношения к имуществу школы.

Часть 2 : уважительное отношение ученика к педагогу, дежурство в классе, а также условия, при которых возможно исключение ученика из школы.

Больше полезных статей для учителя здесь .

#школа #ученики #права учителя #дисциплина на уроке #нейропсихолог #конфликт в школе

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий