Нельзя ликвидировать фирму при судебном споре
Вопрос Клиента: Организация начала процедуру ликвидации ООО — приняла решение, уведомила регорган, разместила публикации. Но через месяц ООО не смогла урегулировать претензию и получила иск от покупателя на поставленную продукцию. Более того, истец подал в налоговую инспекцию по месту нахождения ООО возражение относительно предстоящей ликвидации. Можно ли ликвидировать организацию до завершения судебного спора?
Ответ Эксперта: До марта 2015 года мы бы отвечали — да, можно. И обоснование было такое — покупатель должен был соблюсти как кредитор установленный законодательством порядок предъявления требований при ликвидации организации. Но были внесены изменения в закон о регистрации №129-ФЗ. Теперь в регистрирующий орган необходимо сообщить о составлении ликвидационного промежуточного баланса. А его нельзя составить нулевым, так как имеется неурегулированный судебный спор. Составление промежуточного ликвидационного баланса без задолженности может быть расценено судом как злоупотреблением правом, целью которого является уклонение от ответственности и избежать исполнения имеющихся между истцом и ответчиком. Может быть и если. Во всяком случаи многие регистрирующие органы стали отслеживать судебные споры при регистрации ликвидаций. И завершить процедуру ликвидации до завершения судебного спора удается не всем ликвидаторам.
Подробное обоснование:
Ситуация Клиента такова. Единственный учредитель ООО принял решение о начале процедуры добровольной ликвидации и назначении ликвидатора. В ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии названного решения. Покупатель подал исковое заявление о взыскании суммы ущерба за некачественный товар. Забегая вперед, судебный спор был окончен мировом соглашением.
Общество, выполняя процедуру ликвидации, представило в регистрирующий орган:
- уведомление о принятии решения о ликвидации общества по форме Р15001;
- промежуточный ликвидационный баланс;
- решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
- заявление о ликвидации по форме Р16001;
- справку, подтверждающую представление сведений в ПФР;
- решение об утверждении ликвидационного баланса;
- ликвидационный баланс;
- документ об оплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган по истечении 2 (двух) месяцев с момента публикации о ликвидации при подаче окончательного заявления отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Основание — ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным, поскольку имеется информация о судебном споре в отношении ООО.
Не согласившись с мнением регистрирующего органа, Общество самостоятельно обратилось в арбитражный суд. Суд принял сторону регистрирующего органа, мотивируя следующим.
Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу. Процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган для ликвидации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким органом для ООО является ИФНС.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 (трех) рабочих дней после даты принятия решения обязаны уведомить в письменной форме:
- о ликвидации с приложением решения;
- о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора;
- о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
- об утверждении ликвидационного баланса.
В подаваемом о ликвидации заявлении должно подтверждаться соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица и завершение расчетов с его контрагентами. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (ст. 23 129-ФЗ).
Судами установлено, что на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 в производстве арбитражного суда находилось дело, в рамках которого рассматривались требования к заявителю (иск), в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что при ликвидации Общества ликвидатор не принял во внимание, что у него имелись неисполненные обязательства и, следовательно, ликвидационный баланс общества составлен без учета этих данных, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица. На основании изложенного, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица соблюден не был и у регистрирующего органа имелись основания для принятия решения, являющегося предметом оспаривания в рамках настоящего дела, поскольку представленные ему документы содержали недостоверные сведения.
Фирммейкер, июль 2020 (следим за актуальностью)
Екатерина Морозова
При использовании материала ссылка обязательна
Ликвидация юридического лица при наличии судебного спора
Допускается ли ликвидация юридического лица, если к ликвидируемой организации предъявлен иск в арбитражный суд?
В соответствии с гражданским законодательством ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или уполномоченного органа юрлица. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юрлица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки, в которые должны быть проведена ликвидация. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В обязанности ликвидационной комиссии входит публикация сообщение о ликвидации юрлица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Порядок уведомления налогового органа о ликвидации юридического лица
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок уведомления о ликвидации юридического лица. Так, сообщение о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации должно быть подано в налоговый орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения его учредителями (участниками) или уполномоченным органом юрлица.
Налоговый орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С указанной даты не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также госрегистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей о реорганизации юрлиц, участником которых является находящееся в процессе ликвидации юрлицо.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса
Ликвидационная комиссия уведомляет налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в налоговый орган раньше:
- срока для предъявления требований кредиторами;
- вступления в законную силу решений суда или арбитражного суда по делу (иных судебных постановлений, которыми завершается производство по делу), на основании которых судом или арбитражным судом принят к производству иск, содержащий требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- окончания выездных налоговых проверок, оформления их результатов, включая рассмотрения материалов, и вступления в силу итогового документа по результатам таких проверок в соответствии с законодательством о налогах и сборах в случае их проведения в отношении ликвидируемого юридического лица;
- завершения таможенной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.
Ликвидация юридического лица при принятии иска к юридическому лицу
При поступлении в налоговый орган из суда или арбитражного суда определения о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не производится. Ликвидация юридического лица не осуществляется до момента поступления в налоговый орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому иску.
Таким образом, уведомление о промежуточном ликвидационном балансе не может быть представлено в налоговый орган до вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу, по которому судом или арбитражным судом было принято к производству требование к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации. А в случае предъявления иска в арбитражный суд – ликвидация юридического лица не осуществляется до момента завершения производства по такому иску.
Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по спорам о ликвидации юридического лица, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.
Требуются юридические услуги? Запишитесь на консультацию к юристу по телефонам: +7 (922) 98-98-223 , +7 (922) 98-98-224
Ликвидация юридического лица при наличии судебного спора
Обзор судебной практики по спорным вопросам, возникающим при ликвидации общества с ограниченной ответственностью
Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.
I. Основные положения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью
При ликвидации общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота.
Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ (пункт 1 статьи 57 Закона N 14-ФЗ).
Таким образом, законодательство предусматривает возможность ликвидации ООО по решению его участников (добровольной ликвидации) и по решению суда (принудительной ликвидации).
Порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61 и 63 ГК РФ.
Так, на основании пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Как видно из формулировки данной нормы, законодательство не ограничивает усмотрение участников общества с ограниченной ответственностью при определении оснований принятия решения о его ликвидации. Следовательно, причины ликвидации ООО могут быть самыми различными — участники общества самостоятельно определяют нецелесообразность продолжения его деятельности.
Принятие решения о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества, оно принимается всеми участниками общества единогласно (пункт 8 статьи 37, подпункт 11 пункта 2 статьи 33 Закона N 14-ФЗ).
Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества также принимает решение о назначении ликвидационной комиссии (пункт 2 статьи 57, подпункт 12 пункта 2 статьи 33 Закона N 14-ФЗ).
Исходя из пункта 3 статьи 57 Закона N 14-ФЗ, пункта 4 статьи 62 и статьи 63 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия управления делами общества, в том числе право распоряжения денежными средствами и имуществом должника. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Тем самым, ликвидационная комиссия фактически выступает органом управления ООО.
Последовательность ликвидации действующего общества схематично можно представить в виде следующих основных этапов:
— принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
— уведомление о начале ликвидации налогового органа;
— публикация сообщения о ликвидации, уведомление о факте ликвидации кредиторов и составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами, составление ликвидационного баланса;
— распределение оставшегося имущества общества между его участниками;
— государственная регистрация общества в связи с его ликвидацией.
Принудительная ликвидация ООО — это ликвидация общества в судебном порядке. Ее инициаторами могут быть различные уполномоченные органы; так, зачастую иски о принудительной ликвидации обществ заявляются налоговыми органами на основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или пункта 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
Например, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий налоговый орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 3 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ). Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения юридическим лицом в ходе судебного разбирательства указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства о представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, допущенном при осуществлении своей деятельности (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ, пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).
При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (пункт 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Такая исключительная мера как принятие судом решения о ликвидации юридического лица должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Сама по себе неоднократность нарушения законодательства не может служить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорным вопросам, возникающим при ликвидации общества с ограниченной ответственностью, а именно:
— пороки ликвидационного баланса ООО как основание для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица (признания недействительным решения о государственной регистрации прекращения деятельности ООО в связи с его ликвидацией);
— основания для принудительной ликвидации ООО;
— признание недействительным решения общего собрания участников ООО о ликвидации общества.
II. Выводы судов по спорным вопросам, возникающим при ликвидации общества с ограниченной ответственностью
1. Пороки ликвидационного баланса ООО как основание для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица (признания недействительным решения о государственной регистрации прекращения деятельности ООО в связи с его ликвидацией)
Исковые требования:
ОАО «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (кредитор) обратилось в суд к налоговому органу с требованием о признании недействительными решения о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «АНЮР» в связи с его ликвидацией и записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «АНЮР» по решению учредителей.
Решение суда:
Исковые требования удовлетворены.
Позиция суда:
Установив, что ликвидационный баланс утвержден участниками ООО «АНЮР» без указания на наличие задолженности перед ОАО «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу», при этом участник общества Федорова Е.Б., являясь также поручителем по кредитному договору, заключенному с кредитором, не могла не знать о наличии неисполненных обязательств ООО «АНЮР», учитывая, что доказательств направления ликвидатором банку письменного извещения о предстоящей ликвидации в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о том, что представленный в налоговый регистрирующий орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, при этом представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Исковые требования:
АО Коммерческий банк «Гагаринский» в лице конкурсного управляющего — государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (кредитор) обратился в суд к налоговому органу, ликвидатору ООО «Талко» Зайцеву А.А. с требованием о признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Талко» в связи с его ликвидацией.