Поговорим о транспортном налоге
Автомобиль, проданный (и списанный с баланса) летом 2015 года, новый собственник перерегистрировал на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления по транспортному налогу (до годовой суммы), произведенные инспекцией по итогам «камералки» налоговой декларации за 2015 год?
Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.
Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?
Налоговые нормы
В абзаце 1 ст. 357 НК РФ сказано, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых по законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Это (в силу п. 1 ст. 358 НК РФ) ТС (в том числе автомобили), зарегистрированные в соответствующих органах в установленном порядке.
Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03-05-06-04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О[1]).
Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога[2]) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения[3]).
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.
С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.
Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.
В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.
Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.
В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.
Судебная практика
Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).
Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013[4]).
Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.
С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике.Однакоподобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.
Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).
Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)
Напомним, что в рассматриваемой нами ситуации обязанность по изменению регистрационных данных об автомобиле возложена на нового собственника. Соответствует ли это условие договора закону? Не должен ли прежний владелец перед продажей ТС снять его с учета в органах ГИБДД?
Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним[5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:
- вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
- утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено.Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД[6] (далее – Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938[7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.
Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:
- для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
- для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.
Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.
Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.
Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.
Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.
Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.
В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.
Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.
Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).
[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.
[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.
[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.
[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.
[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.
[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.
[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Плательщики транспортного налога
Статья 357 НК РФ определяет, кто является налогоплательщиком транспортного налога. Налогоплательщиками являются как физические, так и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Обратите внимание, если транспортные средства не зарегистрированы за организацией, а используются ею на праве хозяйственного ведения, то по таким транспортным средствам организация не является налогоплательщиком транспортного налога. Такой вывод подтверждается и судебной практикой.
Налоговым органом была проведена проверка организации «А», в ходе которой установлено, что проверяемая организация не исчислила и не уплатила транспортный налог, в результате чего налоговым органом принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 7 июля 2006 года №Ф09-4837/06-С1 по делу №А60-41878/05 сказано, что из текста части первой статьи 357 НК РФ следует, что любой субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога и у него появляется объект налогообложения только в том случае, если приобретенное им транспортное средств будет зарегистрировано в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что за организацией «А» на праве хозяйственного ведения закреплен автотранспорт, зарегистрированный в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (далее – МВД Российской Федерации) за организацией «Б». Поскольку указанные транспортные средства не зарегистрированы за организацией «А», а доказательств противного налоговым органом не представлено, суд сделал обоснованный вывод о том, что у организации «А» отсутствуют основания для подачи декларации и уплаты транспортного налога.
Итак, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства. Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 6 мая 2006 года №03-06-04-04/15 «О вопросе исчисления и уплаты транспортного налога».
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ В ОТНОШЕНИИ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Рассмотрим, кто будет являться плательщиком транспортного налога в отношении наземных транспортных средств.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации утверждены Приказом МВД Российской Федерации от 27 января 2003 года №59 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее — Правила №59). Пунктом 12 Правил №59 установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.
Вместе с тем, Правилами 59 предусмотрены случаи, когда допускается регистрация транспортного средства не на собственника. Такими случаями является регистрация транспортных средств, являющихся предметом договора лизинга, либо за лизингодателем, либо за лизингополучателем, а также временная регистрация транспортных средств, вывезенных за пределы субъекта Российской Федерации на срок более двух месяцев.
«Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)» утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации 16 января 1995 года. Пунктом 2.1 данных Правил установлено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.
Транспортные средства, временно находящиеся на территории Российской Федерации, также подлежат регистрации. Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 марта 1995 года №137 «Об утверждении временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев». Регистрация транспортных средств осуществляется таможенными органами путем оформления на каждое транспортное средство удостоверений. Удостоверение выдается владельцу транспортного средства или уполномоченному им лицу либо лицу, управляющему транспортным средством.
Таким образом, в отношении наземных транспортных средств налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ В ОТНОШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕДАННЫХ ПО ДОГОВОРУ ЛИЗИНГА
Как свидетельствует наша консультационная практика, большое количество вопросов возникает у клиентов по поводу того, кто должен уплачивать транспортный налог в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга.
«Лизинговый» транспорт по соглашению сторон договора может быть зарегистрирован либо на лизингодателя, либо на лизингополучателя, либо одновременно на обе стороны договора. В первом варианте регистрация будет осуществляться на общих условиях и на постоянной основе. В двух других вариантах у получателя транспортного средства будет временная регистрация в местной ГАИ, срок которой ограничен сроками действия договора лизинга (сублизинга).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» по соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего, государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).
Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, согласно Письму Минфина Российской Федерации от 14 сентября 2005 года №03-06-04-04/38 является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован на эту организацию. Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 6 марта 2006 года №03-06-04-04/07.
В Письме Минфина Российской Федерации от 2 ноября 2005 года №03-06-04-04/43 сказано, что если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.
Пункт 52 Правил №59 посвящен регистрации транспортных средств, приобретенных в собственность физическим или юридическим лицом и переданным им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование.
Регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях, для чего согласно пункту 35 Правил №59 лизингодатель должен представить:
ü паспорт или иной заменяющий его документ, выданный в установленном порядке, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий;
ü документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;
ü документы об уплате платежей, установленных за выдачу регистрационных документов;
ü регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался;
ü транспортное средство;
ü справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ü страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании;
ü регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ».
Если договором лизинга или сублизинга предусмотрена регистрация транспортного средства за лизингополучателем, то транспортные средства временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства). Основанием для временной регистрации являются договор лизинга или сублизинга и паспорт транспортного средства, где указан собственник имущества и основание приобретения – договор лизинга.
Договором лизинга может быть предусмотрено, что транспортное средство регистрируется сразу за лизингополучателем без регистрации за лизингодателем. Если транспортные средства не зарегистрированы за лизингодателем, то для регистрации за лизингополучателем дополнительно необходимо представить:
· документы, удостоверяющие право собственности лизингодателя на транспортные средства. Такими документами может быть справка-счет, выданная торговой организацией или индивидуальным предпринимателем, либо заключенный договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство. К иным документам могут относиться:
ü документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации;
ü документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ü решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов;
ü договоры, свидетельства о праве на наследство и другие документы на право собственности, заключенные и (или) составленные в соответствии с законодательством или международными договорами Российской Федерации.
· документы, выданные таможенными органами при временном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации, за исключением паспорта транспортного средства, и регистрационные номера, выданные на зарегистрированные в других государствах транспортные средства;
· регистрационные знаки транспортных средств в случае временной регистрации транспортных средств за лизингополучателем по месту нахождения его филиала (представительства).
Транспортные средства, зарегистрированные за лизингодателем или временно зарегистрированные за лизингополучателем на основании договора лизинга, предусматривающего переход права собственности на транспортные средства к лизингополучателю, снимаются с учета и регистрируются за лизингополучателем на основании:
· письменного подтверждения лизингодателя о переходе права собственности;
· паспорта транспортного средства, в том числе выданного таможенными органами при завершении таможенного оформления транспортного средства, временно ввезенного на территорию Российской Федерации.
Если договором лизинга не предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с учета по истечении срока договора лизинга и могут быть зарегистрированы за лизингополучателем только на основании документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства, а также паспортов транспортных средств, в том числе выданных таможенными органами.
В случае расторжения договора лизинга и изъятия лизингодателем временно зарегистрированных за лизингополучателем транспортных средств на основании письменного заявления лизингодателя, транспортные средства снимаются с регистрационного учета.
Пример 1.
Организация-лизингополучатель приобрела автомобиль по договору лизинга. Автомобиль временно зарегистрирован за лизингополучателем без регистрации за лизингодателем, но согласно договору учитывается на балансе лизингодателя. Кто должен платить транспортный налог: лизингополучатель или лизингодатель?
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним допускают временную регистрацию автомобилей, переданных в лизинг, за лизингополучателем. Поскольку лизингополучатель является лицом, на которое автомобиль зарегистрирован в соответствии с законодательством, он и будет платить транспортный налог.
В качестве дополнения к сказанному приведем выдержку из Письма Минфина Российской Федерации от 20 января 2005 года №03-06-04-04/1, в котором сказано следующее:
«Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — Правила), утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 №59, предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению. В этом случае транспортный налог уплачивается участником договора лизинга, за которым зарегистрировано транспортное средство.
Кроме того, указанными Правилами предусмотрена также возможность временной, на срок действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем. Учитывая это, в целях избежания двойного налогообложения транспортный налог должен уплачиваться лизингодателем.
Вместе с тем в случае, если лизингодатель, на которого зарегистрировано транспортное средство, не является резидентом Российской Федерации, транспортный налог уплачивается лизингополучателем, на которого в соответствии с законодательством Российской Федерации временно зарегистрировано транспортное средство».
Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 16 сентября 2005 года №03-06-04-04/39. В нем, в частности, сказано, что если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.
Таким образом, плательщиком транспортного налога будет являться:
· лизингодатель, если государственная регистрация транспортного средства осуществлена на имя лизингодателя (даже в том случае, если транспортное средство зарегистрировано временно за лизингополучателем);
· лизингополучатель, если транспортное средство по соглашению между лизингодателем и лизингополучателем зарегистрировано за лизингополучателем без регистрации за лизингодателем.
А как быть в том случае, если по договору лизинга переданы транспортные средства, зарегистрированные за лизингодателем, но не являющиеся объектом налогообложения по транспортному налогу на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ, используемые лизингополучателем – сельскохозяйственным товаропроизводителем? Плательщиком транспортного налога в таком случае будет являться лизингодатель, на которого зарегистрированы транспортные средства. Предъявление транспортного налога лизингополучателю, использующему транспортные средства при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции, будет неправомерным, поскольку согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Более подробно с вопросами, касающимися лизинговых операций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — Интерком — Аудит» «Лизинговые операции».
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ В ОТНОШЕНИИ ВОДНЫХ СУДОВ
Порядок регистрации водных судов установлен Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года №24-ФЗ. Согласно статье 16 названного кодекса судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.
Не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.
Государственная регистрация судов осуществляется на основании заявления правообладателя и документов, предусмотренных Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 26 сентября 2001 года №144 «Об утверждении правил государственной регистрации судов».
В соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ судно подлежит регистрации в одном из перечисленных реестров судов Российской Федерации:
ü в государственном судовом реестре;
ü в судовой книге;
ü в бербоут-чартерном реестре;
ü в Российском международном реестре судов.
В государственном судовом реестре или судовой книге регистрируются право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие).
Обратите внимание!
В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна.
Регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Обратите внимание!
Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов, что установлено статьей 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Государственная регистрация судов осуществляется на платной основе. Согласно статье 36 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации за регистрацию судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, судовой книге, бербоут-чартерном реестре, за любые вносимые в реестры изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов уплачивается государственная пошлина. Размеры государственной пошлины установлены статьей 333.33 Главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.
Лицо, уклоняющееся от обязательной регистрации судна, зарегистрировавшее его с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов, согласно статье 51 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 21 июля 2006 года №87.
Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах утверждены Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 31 января 2001 года №30 «Об утверждении Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах».
Обратимся к Методическим рекомендациям №БГ-3-21/177. Согласно пункту 5 этих рекомендаций плательщиками транспортного налога в отношении водных судов признаются следующие лица:
· в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге — собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности);
· в отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов) – фрахтователь судна.
Отметим, что бербоут-чартер представляет собой договор фрахтования, по которому судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Прежде всего, отметим, что согласно статье 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года №60-ФЗ воздушным судном является летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Легким воздушным судном является воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный вес которого составляет менее 3100 килограмм.
Сверхлегким воздушным судном является воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета авиационных средств спасания.
Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.
Сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном органом в области гражданской авиации.
Государственные воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, регистрируются в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №460 «Об утверждении Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов».
Экспериментальные воздушные суда также подлежат государственному учету.
В отношении воздушных судов согласно пункту 6 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 плательщиками транспортного налога будут являться эксплуатанты воздушных судов.
Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 года №60-ФЗ установлено, что эксплуатантом может быть гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Федеральными авиационными правилами определены требования, предъявляемые к эксплуатанту.
Пример 2 из консультационной практики ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ».
Вопрос:
Арендодатель (ОАО «Т») предоставил Арендатору в аренду (во временное владение и пользование) с правом выкупа, принадлежащее ему на праве собственности, гражданское воздушное судно (самолет) для осуществления перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, разрешенных к перевозке на борту гражданских самолетов на внутренних и международных воздушных линиях. При этом размер арендной платы покрывает лишь амортизационные отчисления Арендодателя.
Арендатор в свою очередь передал самолет в субаренду Авиакомпании, основным видом деятельности которой является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
На период аренды самолета, согласно установленным Правилам государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, в Свидетельство о государственной регистрации самолета вышеуказанная Авиакомпания внесена в качестве Эксплуатанта.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. В то же время согласно Приказу МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «транспортный налог» части второй НК РФ» именно эксплуатанты воздушных судов являются налогоплательщиками транспортного налога.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас дать разъяснение (со ссылкой на нормативные документы) по вопросу:
Правомерно ли считать, что ОАО «Т» не является налогоплательщиком транспортного налога по самолету? В противном случае, какие аргументы необходимо привести для обоснования экономической обоснованности расходов по уплате транспортного налога по самолету для включения в состав расходов, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль ОАО «Т»?
Ответ:
В соответствии со статьей 20 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.
Согласно пункту 1 статьи 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Коммерческая гражданская авиация — гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ (пункт 2 статьи 21 ВК РФ).
Из анализа подпунктов 4, 6, 8 пункта 2 статьи 358 НК РФ следует, что в качестве объекта обложения транспортным налогом в авиации выступают лишь гражданские воздушные суда.
Порядок их государственной регистрации регулируется статьей 33 ВК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 33 ВК РФ гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.
Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) (статься 36 ВК РФ).
В свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна (далее — Свидетельство) предусмотрено указание как собственника воздушного судна, так и эксплуатанта (Приказ Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 4 ноября 1998 года №323 «О введении в действие свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна нового образца, имеющего степени защиты»). При этом как следует из пункта 7 Свидетельства оно выдано только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право собственности на воздушное судно.
Таким образом, процедура государственной регистрации гражданского воздушного судна не предусматривает его регистрацию на определенное лицо.
До 14 декабря 2004 года порядок регистрации определялся Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 12 октября 1995 года №ДВ-110 (далее – Правила №ДВ-110). Указанный документ в связи с несоответствием действующему законодательству отменен Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 14 декабря 2004 года №44 «Об отмене актов министерства транспорта Российской Федерации».
Но при этом обращаем Ваше внимание, что пунктом 3.6. Правил №ДВ-110 также было установлено, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, самолеты, вертолеты, и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, существующая процедура государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не позволяет определить лицо, на которое регистрируется воздушное судно и, соответственно, плательщика транспортного налога (так как Свидетельство содержит сведения, как о собственнике воздушного судна, так и о его эксплуатанте).
Позиция налоговых органов.
Налоговыми органами выработана следующая позиция по определению плательщика транспортного налога в отношении воздушного судна:
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 в отношении воздушных судов именно эксплуатанты будут являться налогоплательщиками транспортного налога.
Обращаем Ваше внимание, что, указанный вывод сделан с учетом пункта 7.1 Правил №ДВ-110 (утративших силу), в которых определено, что при передаче воздушного судна в аренду (лизинг) на территории Российской Федерации другому эксплуатанту воздушное судно подлежит перерегистрации на нового эксплуатанта.
При этом указанная позиция также подтверждается Письмами налоговых и финансовых ведомств: Письмо Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13, Письмо Минфина Российской Федерации от 11 февраля 2005 года №03-06-04-04/09, Письмо Минфина Российской Федерации от 29 ноября 2004 года №03-06-04-04/13, Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 15 июля 2003 года №23-10/3/39380.
При этом также обращаем Ваше внимание, что в Письме Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13, Письме Минфина Российской Федерации от 11 февраля 2005 года №03-06-04-04/09 позиция основана на утративших силу Правилах №ДВ-110 (которые признаны несоответствующими законодательству).
Таким образом, выводы Минфина Российской Федерации приводят к неопределенности разъяснения действующего законодательства.
В этой ситуации считаем необходимым проанализировать сложившуюся судебную практику.
Судебная практика.
Обращаем Ваше внимание, что, большинство арбитражных судов занимают позицию, противоположную позиции налоговых (финансовых) органов, а именно признают плательщиком транспортного налога собственника воздушного судна, а не эксплуатанта.
Выводы судебных органов основаны на следующем (на примере Постановления ФАС Московского округа от 22 мая 2006 года, 15 мая 2006 года №КА-А40/4077-06 по делу №А40-43338/05-109-266):
«……В ходе налоговой проверки установлено, что заявитель является эксплуатантом гражданских воздушных судов, в связи с чем Инспекция сделала вывод о том, что заявитель является юридическим лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства, а следовательно, он является плательщиком транспортного налога со спорных воздушных судов. В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на ст. ст. 357, 358 НК РФ, ст. ст. 32, 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ, утвержденные Приказом Минтранса России от 12.10.1995 №ДВ-110.
Отклоняя доводы Инспекции, изложенные в оспариваемом решении, письменных пояснениях, апелляционной жалобе, судебные инстанции исходили из того, что они не соответствуют нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 1 статьи 358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.
Государственная регистрация воздушных судов как объектов недвижимости регулируется ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой государственной регистрации подлежит право собственности, другие вещные права на недвижимое имущество, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Нормы ст. 131 ГК РФ применительно к воздушным судам нашли свое отражение и в п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающей необходимость государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на воздушное судно, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Исходя из того что объектами государственной регистрации прав в соответствии со статьей 131 ГК РФ являются вещные права на данный объект недвижимости и ограничения этих вещных прав, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ под лицами, на которых согласно законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники).
Оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, суд кассационной инстанции также приходит к выводу о том, что возможность различного толкования статьи 357 НК РФ дает основания для применения положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Ссылка Инспекции на Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, неопубликованные и непрошедшие государственную регистрацию, не принимается также по следующим основаниям.
Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.1995 №ДВ-110 (с последующими изменениями), предусматривают государственную регистрацию гражданских воздушных судов.
В свидетельствах о регистрации воздушных судов, как установлено судебными инстанциями и не оспаривается Инспекцией, указаны как эксплуатант, так и собственник, при этом именно собственник, а не эксплуатант является субъектом вещного права.
Таким образом, данные свидетельства, на которые ссылается Инспекция, не могут являться основанием для решения вопроса о том, кто является плательщиком транспортного налога, поскольку вещные права эксплуатанта ими не удостоверяются. Данный вывод подтверждается п. 7 свидетельства, в котором указано, что оно не является документом, удостоверяющим право собственности на воздушное судно.
Как установлено судом и не оспаривается Инспекцией, из содержания свидетельств о регистрации и учете спорных воздушных судов следует, что заявитель является эксплуатантом, а собственниками судов, соответственно, организации, перечисленные в кассационной жалобе.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов обеих инстанций о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления заявителю транспортного налога на гражданские воздушные суда, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления иным лицам, а также для привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Довод Инспекции о том, что собственниками спорных воздушных судов транспортный налог не уплачивался, не является правовым основанием для взыскания транспортного налога с эксплуатанта».
Кроме того, по вопросу применения Правил №ДВ-110 в Постановлении ФАС Московского округа от 31 марта 2006 года №КА-А40/2503-06 по делу №А40-34503/05-129-316 указывается следующее:
«..ссылка Инспекции на Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ №ДВ-110 от 12.10.95, не принимается в качестве повода для отмены судебных актов.
Названные Правила рассматривают государственную регистрацию как документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на то или иное воздушное судно.
В свидетельствах о регистрации воздушных судов, выданных в соответствии с Правилами, указаны эксплуатант и собственник, указано, что они выданы только для целей регистрации и не являются документом, удостоверяющим право собственности на воздушное судно, то есть свидетельства не являются основанием для решения вопроса о том, кто является плательщиком транспортного налога.
Кроме того, названные Правила признаны утратившими силу Приказом Минтранса РФ №44 от 14.12.04, как не соответствующие законодательству РФ».
Аналогичные решения приняты:
Постановлением ФАС Московского округа от 31 марта 2006 года №КА-А40/2503-06 по делу №А40-34503/05-129-316;
Постановлением ФАС Московского округа от 5 апреля 2004 года по делу №КА-А41/2194-04;
Постановлением ФАС Центрального округа от 20 апреля 2006 года по делу №А64-6644/05-13;
Постановлением ФАС Центрального округа от 12 января 2006 года по делу №А14-9858-2005/343/25;
Решением Арбитражного Суда города Москвы от 10 октября 2005 года по делу №А40-43338/05-109-266;
Решением Арбитражного Суда города Москвы от 20 сентября 2005 года по делу №А40-34503/05-129-316.
В то же время в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2005 года по делу №Ф08-5701/2005-2258А и Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 4 мая 2005 года по делу №Ф08-927/2005-509А плательщиком транспортного налога признан эксплуатант.
На основании вышеизложенного, на сегодняшний момент существует две кардинально противоположные позиции по вопросу определения плательщика транспортного налога с воздушного судна.
Таким образом, в случае, если транспортный налог начисляется и уплачивается собственником воздушного судна, возникают налоговые риски, связанные с признанием налоговыми органами неправомерностью указанных действий по вышеприведенным основаниям. Защищать свои интересы придется в судебном порядке (аргументы защиты приведены).
При этом у эксплуатанта также возникают налоговые риски, связанные с доначислением транспортного налога налоговыми органами также по вышеприведенным основаниям.
Если транспортный налог уплачивается эксплуатантом, могут возникнуть налоговые риски, связанные с неопределенностью позиции финансового ведомства на сегодняшний день.
В указанной ситуации, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (но не освобождает от начисления пени), признаются «выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Таким образом, следуя разъяснениям налоговым органов, организация не признается виновной в совершении правонарушения (если транспортный налог уплачивается эксплуатантом).
На основании вышеизложенного, обращаем Ваше внимание, что на сегодняшний день отсутствие законодательного регулирования порядка государственной регистрации гражданских воздушных судов не позволяет установить надлежащего плательщика транспортного налога с воздушного судна.
По нашему мнению, на сегодняшний день более аргументирована позиция судебных органов, которые признают плательщиком транспортного налога собственника воздушного судна. Позиция налоговых органов представляется нам более логичной, но отсутствие ссылок представителей финансовых ведомств на действующие нормативные акты делает их вывод не состоятельным.
Таким образом, с учетом сложившейся правоприменительной практики на сегодняшний день, в случае возникновения судебного прецедента по определению плательщика транспортного налога, вероятность вынесения решения о том, что именно собственник воздушного судна является налогоплательщиком, по нашему мнению, значительна.
Окончание примера.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ В ОТНОШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ НА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДО 31 ИЮЛЯ 2002 ГОДА
Частью 2 статьи 357 НК РФ установлены особенности по определению налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным или переданным третьим лицам по доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством.
Эти особенности касаются случаев, когда дата приобретения транспортного средства и дата оформления доверенности попадают в период до 29 июля 2002 года (дата официального опубликования Закона №110-ФЗ).
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 лицо, указанное в доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, может быть признано налогоплательщиком транспортного налога при соблюдении следующих условий:
· необходимо, чтобы транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Закона №110-ФЗ;
· необходимо, чтобы транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Закона №110-ФЗ;
· необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.
Для того чтобы налогоплательщиком по транспортным средствам, переданным по доверенности до 29 июля 2002 года, было признано лицо, указанное в доверенности, гражданин, на которого зарегистрировано транспортное средство, должен предоставить в налоговый орган соответствующее уведомление произвольной формы, в котором согласно пункту 7 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 должны быть указаны:
ü данные о лице, на которое зарегистрировано транспортное средство (то есть данные о лице, которое подает уведомление);
ü данные о транспортном средстве;
ü данные о лице, на которое оформлена доверенность;
ü дата и место выдачи доверенности, а также информация о правах, переданных по ней. Напомним, что согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьим лицом. Срок доверенности в соответствии со статьей 186 ГК РФ не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения, причем доверенность, в которой не указана дата ее совершения, считается ничтожной.
ü данные о нотариусе (если доверенность была удостоверена нотариально);
ü дата приобретения транспортного средства лицом, на которое оно зарегистрировано (лицом, подающим уведомление);
ü дата передачи транспортного средства лицу, указанному в доверенности.
Налоговый орган, получив от физического лица уведомление о передаче транспортного средства по доверенности другому лицу, проверяет сведения, указанные в уведомлении.
Если все сведения подтверждаются, то налоговый орган извещает обоих граждан о том, что плательщиком транспортного налога признается лицо, получившее транспортное средство по доверенности.
Если же сведения не подтверждаются, то налоговый орган извещает гражданина, подавшего уведомление, о том, что указанное в доверенности лицо не может быть признано плательщиком налога. Соответственно уплачивать транспортный налог, в этом случае, будет гражданин, на которого транспортное средство зарегистрировано.
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Обратимся к статье 83 НК РФ. В ней сказано, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ:
«Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества».
Если транспортное средство находится не по основному месту регистрации налогоплательщика (например, если организация имеет транспортные средства в своем обособленном подразделении), то налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства.
При этом следует иметь в виду, что если налогоплательщик транспортного налога уже состоит на учете в налоговом органе (по другому основанию), то осуществлять повторную процедуру регистрации не нужно. В качестве доказательства рассмотрим Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 4 декабря 2001 года №2891/01.
Налоговая инспекция в результате камеральной проверки установила факт несвоевременной постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения автотранспортных средств, принадлежащих юридическому лицу с 1998 года. При этом налоговый орган исходил из положений статьи 9.2 Федерального закона от 31 июля 1998 года №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым в случае, когда подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства зарегистрированы налогоплательщиком до 1 января 1999 года, заявление организации о постановке на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 части первой НК РФ подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 года. Поскольку общество не встало на учет по месту нахождения автотранспортных средств в указанный срок, оно было привлечено к ответственности в виде штрафа, предусмотренного статьей 116 НК РФ.
Оспаривая решение налогового органа, ответчик ссылался на то, что автотранспортные средства, по поводу которых возник спор, эксплуатируются его структурным подразделением в другом городе, где общество состоит на налоговом учете с июля 1999 года.
Арбитражные суды отклонили доводы истца.
Однако, удовлетворяя исковое требование, суды не учли следующее.
Так как норма статьи 83 НК РФ предусматривает учет не объектов, а субъектов налогообложения, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных статьей 83 НК РФ, не может быть возложена обязанность повторно вставать на учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому статьей основанию.
Как следует из материалов дела, организация имеет в другом городе обособленное подразделение, в пользовании которого находятся автотранспортные средства, принадлежащие субъекту. В месте расположения этого подразделения организация состоит на учете в налоговом органе с 8 июля 1999 года. Следовательно, в действиях общества отсутствовал состав правонарушения, предусмотренный статьей 116 НК РФ, что исключает его привлечение к ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил в иске налоговой инспекции о взыскании с организации штрафа отказать.
Транспортный налог по незарегистрированной технике
Можно ли не уплачивать транспортный налог в отношении транспортных средств, которые не участвуют в дорожном движении, а используются только на территории налогоплательщика и не зарегистрированы в органах ГИБДД, Ростехнадзора?
С одной стороны, регулирующие органы (см., например, Письмо ФНС России от 24.09.2020 № СД-4-21/15639@) признают, что согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектами обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, за исключением транспортных средств, указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ, не относящихся к объектам налогообложения. Исключения, например:
- транспортные средства, находящиеся в розыске;
- легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами;
- тракторы, самоходные комбайны и специальные автомашины, зарегистрированные на сельхозтоваропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции.
С другой стороны, та же ФНС указывает (Письмо от 03.04.2015 № БС-4-11/5478@), что несовершение действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает их собственника от уплаты транспортного налога (авансовых платежей). Налоговые органы, выявив наличие незарегистрированной техники, доначисляют транспортный налог, а суды подтверждают обоснованность действий проверяющих.
Проверяющие и судьи руководствуются следующими позициями:
- уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11);
- не может придаваться решающее значение факту государственной регистрации как единственному условию для возникновения обязанности по уплате транспортного налога (Определение ВС РФ от 17.02.2015 № 306‑КГ14-5609).
Поэтому если законодательством предусмотрена обязанность регистрации транспортного средства, но эта обязанность не исполнена, то плательщиком транспортного налога в отношении незарегистрированной техники признается ее собственник.
Сделанный вывод справедлив независимо от фактического использования транспортных средств (только на территории налогоплательщика, карьера, аэродрома и т. д., а не на дорогах общего пользования).
В очередной раз это подтвердил АС ВВО в Постановлении от 26.10.2020 по делу № А29-17854/2018. Суть налогового спора в следующем.
Инспекция в ходе проверки установила, что в проверяемом периоде на счете 01 «Основные средства» у общества числились спорные транспортные средства, эксплуатируемые в производственной деятельности на территории аэродрома:
- автомобили, автопогрузчики;
- тракторы, вездеходы, снегоочистители;
- автобусы пассажирские;
- автогрейдеры, машины автозаправочные, пожарные автомобили, моечные машины;
- погрузчики, пескоразбрызгиватель.
Все спорные виды техники имеют объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт.
Следовательно, спорные транспортные средства обладают признаками, поименованными в п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — Постановление № 938), а потому подлежат государственной регистрации.
- подразделения ГИБДД — автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы Ростехнадзора — тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Арбитры отклонили довод организации о том, что спорная техника эксплуатируется только на аэродроме и не участвует в дорожном движении.
Также налогоплательщику не помогла ссылка на пояснения уполномоченных органов (письма УГИБДД МВД, МУГАДН ТО АТ и АДН). Судьи указали, что содержание писем не основано на нормах права, сами по себе письма не могут опровергать необходимость государственной регистрации транспортных средств.
Арбитры отметили: требования о государственной регистрации всех транспортных средств, а также условия для регистрации, закрепленные в Постановлении № 938, являются общими и в спорный период распространялись на все транспортные средства, находящиеся и эксплуатируемые на территории РФ.
В результате судьи подтвердили обоснованность доначисления инспекцией обществу транспортного налога.
Подведем итог. Имеющиеся письма Минфина и ФНС, в которых указывается, что объектом налогообложения признаются только зарегистрированные транспортные средства, не следует толковать таким образом, что непроведение регистрационных действий (в нарушение установленных правил) позволит избежать обязанности уплаты транспортного налога.
Клерк дарит подарки всем бухгалтерам на Новый год! Клерк.Премиум всего за 9 900 ₽ 18 000 ₽
Оформите подписку Клерк.Премиум и получите:
• мини-курсы каждый день;
• 50+ онлайн-курсов;
• 450+ вебинаров от профессионалов;
• безлимитные консультации с экспертами;
• комфортное обучение на 2023 год.
Впридачу получите 400+ инструкций и чек-листов для работы. Полный список смотрите тут. Со скидкой 45% сервис стоит 9 900 рублей. Оставьте заявку ниже — ответим на все вопросы.