Как отстранить участника: пошаговая инструкция
Отстранение от участия в закупке — это процедура официального отказа участнику закупки в возможности предложения своих условий в торгах. Рассказываем, в каких случаях у заказчика есть право это сделать и как правильно провести процедуру отстранения.
Отстранение участника от участия в закупочных процедурах
На основании действующего законодательства в сфере госзакупок заказчик вправе отстранить поставщика от участия в процедуре закупки при обнаружении несоответствия поставщика требованиям заказа, установленным согласно частям 1, 1.1, 2 и 2.1. ст. 31 44-ФЗ, либо если членами закупочной комиссии было обнаружено предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31).
Таким образом, если участник торгов предоставил организации-заказчику недостоверную информацию или данные, не соответствующие требованиям, установленным в извещении и документации, то закупочная комиссия вправе его отстранить на любом этапе заказа. Отстранение по иным причинам не допускается (письмо Минэкономразвития № Д28и-3072 от 15.10.2015).
Многие заказчики спрашивают, законно ли отстранение заявки на участие в электронном аукционе. Разберемся в этом вопросе подробнее.
Случаи отстранения участника закупочных процедур можно классифицировать следующим образом:
- Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) на этапе рассмотрения первых частей заявок в случае предоставления недостоверной или несоответствующей требованиям аукционной документации информации.
- Признание заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям АД (ч. 6 ст. 69 44-ФЗ) на этапе рассмотрения вторых частей заявок при несоответствии принимающего участие в аукционе или предоставленной им информации установленным требованиям либо при указании в заявке недостоверной информации.
- Отказ в допуске участнику (ч. 9 ст. 31, ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ) на любом этапе проведения аукциона, в том числе в момент заключения контракта. Недопуск производится по факту выявления несоответствий АД и предоставления недостоверной информации.
- Отказ от заключения контракта (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ) на этапе от момента определения победителя до заключения контракта. Причины отстранения аналогичны предыдущим пунктам.
- Отстранение участника электронного конкурса на любом этапе процедуры по факту выявления недостоверности предоставленной им информации (ч. 5 ст. 54.7 44-ФЗ).
- Отстранение участника электронного запроса предложений по факту выявления недостоверности предоставленной им информации по ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ. Не отстранят участника, который не приложил документы для получения преимуществ и в рамках нацрежима (исключение — если установлен запрет по ст. 14 44-ФЗ).
- В закупках лекарств из перечня ЖНВЛП, как дополнение к основаниям, которые указаны в ч. 9 ст. 31, комиссия или заказчик отстраняют поставщика, если обнаружится, что:
- предельная отпускная цена лекарств от поставщика не зарегистрирована;
- цена закупаемых лекарств превышает их предельную отпускную цену, которая указана в госреестре предельных отпускных цен производителей на лекарства из перечня ЖНВЛП, и снижать предлагаемую цену при заключении контракта участник закупки отказывается; это основание работает при условии, что участник производит лекарства или в закупках для обеспечения федеральных нужд НМЦК превышает 10 млн руб., а в региональных и местных НМЦК превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом госвласти субъекта, и составляет не больше 10 млн руб.).
Таким образом, согласно положениям ст. 54.4, 66, 83.1 44-ФЗ организация-заказчик вправе отстранить недобросовестного участника на любом этапе проведения электронного аукциона.
Какие сведения признаются недостоверными
В законе о контрактной системе 44-ФЗ не указаны критерии для признания информации недостоверной, но правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.
Первый случай: сведения признаются недостоверными, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам. Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.
Второй случай: в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Например, в первой части поданной заявки указаны характеристики ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.
Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений служат:
- открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
- официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.
Формирование протокола
Законом 44-ФЗ не определяется порядок формирования протокола об отстранении от участия в закупочных процедурах. Более того, законом не установлена обязанность заказчика направлять протокол отстранения поставщику и размещать его в ЕИС.
Для составления протокола заказчик может воспользоваться нормами и правилами, определенными для формирования протокола о подведении итогов закупки.
В данном документе необходимо указать информацию о времени и месте его составления, регистрационные сведения о юридическом лице, которое закупочная комиссия приняла решение отстранить, а также изложить все факты, которые послужили основанием для принятия такого решения.
Если протокол формируется на основании ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ, то есть по факту выявления недостоверности предоставленных данных, то заказчик может воспользоваться нормами ч. 11 ст. 31 того же федерального закона и направить сформированный протокол поставщику не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой принятия решения об отстранении, и в аналогичный срок разместить протокол в ЕИС.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Отстранение участника закупки от участия в электронном аукционе
Статья 31. Требования к участникам закупки
1. При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
2.1. Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
3. Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
8.1. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
8.2. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
10. При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
10.1. Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
12. Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках. Статья 31. Требования к участникам закупки
Согласно пункту 2 части 10 статьи 31 названного Закона при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, обнаружение факта того, что предлагаемая участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается, является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или влечет отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
По строке 105 «Количество способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые не привели к заключению контрактов из-за отказа от заключения контрактов» учитываются конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений, по которым не были заключены контракты в случае отказа заказчика от заключения контракта, либо при уклонении победителя, второго участника конкурса, аукциона или победителя, второго участника запроса котировок, запроса предложений от заключения контракта в соответствии с частями 9, 10 статьи 31, частью 5 статьи 54, частью 15 статьи 70, частью 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
По строке 105 «Количество способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые не привели к заключению контрактов из-за отказа от заключения контрактов» учитываются конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений, по которым не были заключены контракты в случае отказа заказчика от заключения контракта, либо при уклонении победителя, второго участника конкурса, аукциона или победителя, второго участника запроса котировок, запроса предложений от заключения контракта в соответствии с частями 9, 10 статьи 31, частью 5 статьи 54, частью 15 статьи 70, частью 17 статьи 83 Закона.
За что отклоняют заявки по 44-ФЗ в 2022 году
Отклонение заявки — это отказ участнику в допуске к закупке. Безосновательный отказ грозит жалобой в ФАС, при признании такой жалобы обоснованной должностному лицу назначат денежный штраф за неправомерное отклонение заявки по 44-ФЗ при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Возврат заявок оператором электронной площадки
Законом закреплено не только отклонение заявок по 44-ФЗ в электронном аукционе на 2022 год, но и автоматический возврат оператором ЭТП (специализированной ЭТП) с указанием причин в уведомлении:
- нарушение требований по ч. 1 ст. 5 44-ФЗ;
- подача претендентом больше одной оферты без отзыва предыдущей;
- подача оферты после завершения приема предложений;
- цена оффера меньше или равна нулю либо выше НМЦК;
- установление заказчиком запрета на покупку импортного товара (оказание услуг или выполнение работ иностранными лицами), а поставщик предлагает зарубежную продукцию (является иностранным лицом);
- отсутствие на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения участия в тендере;
- отсутствие номера реестровой записи в реестре независимых гарантий в ЕИС;
- несоответствие ИКЗ в извещении с ИКЗ, указанному в независимой гарантии;
- предоставление независимой гарантии на сумму меньше установленного размера обеспечения заявок;
- наличие в РНП данных об участнике, коллегиальном органе, руководителе поставщика закупки юридического лица, если заказчик установил требование;
- отсутствие в реестре участников закупок данных по постановлению № 2571 от 29.12.2021 при закупке с дополнительными требованиями по ч. 2 или 2.1 ст. 31;
- тендер проходит среди СМП и СОНКО, а претендент таковым не является;
- подача предложения на участие в закрытом тендере поставщиком, которому не направляли приглашение.
Возвращать предложения по иным основаниям недопустимо.
Посмотрите пример возврата оператором ЭТП заявки участника из-за неверного выбора способа обеспечения заявки:
Отклонение заявок при проведении конкурентных закупок по 44-ФЗ
Основания недопуска в конкурентных закупках закреплены в статьях 43 и 48 44-ФЗ.
В ст. 48 указано, в каких случаях заказчик отклоняет заявку на участие в электронном конкурсе по 44-ФЗ при рассмотрении первых частей:
- Непредоставление сведений и документов о конкретных показателях товара, соответствующих ТЗ, и товарном знаке (при наличии), о стране происхождения товара по ОКСМ.
- Отсутствие документов, подтверждающих соответствие ТРУ обязательствам, установленным в извещении, документации. При этом заказчик не вправе требовать представления документов, которые по закону передают вместе с товаром.
- Наличие в оффере цены.
- Выявление недостоверной информации.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
На примере — отклонение заявки по 44-ФЗ за непредставление конкретных показателей:
Вот пример, когда заказчик выявил недостоверные характеристики и заявка в электронном конкурсе подлежит отстранению правомерно:
Законом закреплено отклонение по вторым частям заявок по 44-ФЗ при проведении конкурса, единой заявки на электронный аукцион или запрос котировок:
- Непредоставление сведений или несоответствие требованиям документации.
- Влечет отклонение по п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 закона 44-ФЗ непредоставление сведений и документов или их несоответствие требованиям извещения по подп. «а»–«л» п. 1 ч. 1 ст. 43, непредоставление сведений и документов или их несоответствие дополнительным требованиям по ч. 2 или 2.1 ст. 31.
- Несоответствие участника закупки требованиям извещения по ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31.
- Несоответствие правилам национального режима (за исключением случаев по п. 5 ч. 1 ст. 43).
- Непредоставление сведений и документов, если в извещении установлен запрет допуска иностранного товара по нацрежиму (п. 5 ч. 1 ст. 43).
- Участник является недружественной РФ организацией при закупке услуг (работ) по п. 4 ст. 2 № 127-ФЗ от 04.06.2018.
- Отсутствие информации о независимой гарантии, несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст. 45, несоответствие независимой гарантии требованиям извещения, документации, проекту контракта, который заключается с единственным поставщиком.
- Выявление недостоверной информации в оферте (при этом заказчику нельзя использовать для проверки только открытые данные в интернет-источниках).
- Указание во второй части цены.
Сведения по подп. «а»–«л» п. 1 ч. 1 ст. 43 заказчик получает от оператора ЭТП путем интеграции последнего с ЕИС.
Подтверждающие документы и информацию из реестра аккредитованных участников закупок о соответствии дополнительным требованиям по ч. 2 или 2.1 ст. 31 заказчик получает от оператора ЭТП (специализированной ЭТП). Если в составе предложения на соответствие дополнительным требованиям оператор ЭТП направил номер реестровой записи контракта из ЕИС, то не следует отклонять участника из-за отсутствия акта:
Если в предоставленных сведениях отсутствует номер реестровой записи из реестра контрактов, то проверить соответствие дополнительным требованиям можно, направив официальный запрос сторонам договора:
К участникам появились новые требования по ч. 1 ст. 31. Теперь за несоответствие по п. 2 Указа Президента РФ № 252 от 03.05.2022, постановлению Правительства РФ № 851 от 11.05.2022 ждет отклонение:
Отстранение
До подписания контракта заказчик вправе отстранить претендента:
- участник не соответствует общим требованиям по ч. 1, 1.1, 2, 2.1 ст. 31;
- предоставил недостоверную информацию. К примеру, просрочена лицензия (ч. 9 ст. 31);
- при закупке ЖНВЛП предельная цена не зарегистрирована или превышает предельную отпускную по п. 2 ч. 10 ст. 31.
Последствия неправомерного отклонения или допуска
По п. 2 ст. 7.30 КоАП, если отклонено предложение на участие в конкурсе, если в отношении заявки на участие в электронном аукционе было принято решение об отклонении по причинам, не предусмотренным законом, или претендента неправомерно допустили, то заказчику назначат штраф, равный одному проценту НМЦК, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей.
Введены последствия отклонения заявки более 3 раз по 2 части по 44-ФЗ: обеспечение третьей заявки не возвращают, если все отстраненные предложения на участие поданы на одной ЭТП и произошли в течение одного квартала календарного года. При обеспечении третьей заявки в виде независимой гарантии заказчик направляет требование по оплате денежной суммы.
Предприниматель, практикующий эксперт и участник закупок более 10 лет Выиграла тендеров на сумму более 200 млн рублей. Заключила более 500 контрактов.