4.2. Переоформление (приватизация) земельных участков
Право граждан — землепользователей и землевладельцев на приобретение в собственность земельного участка в юридической литературе, правоприменительной практике и в быту часто называют «приватизацией земельного участка». На наш взгляд, правильнее говорить о «переоформлении прав на земельный участок» в собственность граждан, поскольку имеет место передача имущества (земельного участка), принадлежащего гражданину или юридическому лицу на ограниченном вещном праве и находящегося в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со ст. 217 ГК РФ приватизация — это передача имущества в соответствии с законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», известным больше как «Закон о дачной амнистии», был изменен существовавший ранее порядок переоформления прав на земельный участок. Главная особенность этой реформы заключается в изъятии из процедуры переоформления прав на земельные участки одного звена. Если ранее граждане-землепользователи для приобретения в собственность земельного участка должны были пройти процедуру межевания, поставить участок на кадастровый учет, собрать иные необходимые документы, обратиться к главе муниципального образования с заявлением о приватизации и лишь при положительном решении вопроса передать документы на государственную регистрацию права собственности, то теперь стадию решения органа местного самоуправления законодатель изъял. Однако нерешенной осталась главная проблема, с которой сталкиваются граждане в ходе приватизации своих участков. Она заключается в высокой стоимости работ по формированию границ (межеванию) земельного участка.
В свете указанного Закона процедура приватизации (перерегистрации) земельного участка выглядит сейчас следующим образом.
Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Вводного закона).
Для приватизации (переоформления) такого участка гражданину необходимо напрямую обратиться в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приложив к своему заявлению документы, указанные в ст. 25.2 Закона о регистрации прав на недвижимость.
Государственная регистрация прав на земельные участки и иное недвижимое имущество осуществляется в месячный срок с выдачей новому собственнику свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Указанные правила о приватизации (переоформлении) земельных участков распространяются не только на граждан, имеющих все необходимые документы о праве землепользования, но и на граждан Российской Федерации, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, которые были ими приобретены до вступления в силу Закона CCCI от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но не были надлежаще оформлены и зарегистрированы (п. 4 ст. 3 вводного закона).
Итак, процедура переоформления прав на земельный участок применяется в случае, когда граждане уже имеют его на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения (или в фактическом пользовании) и желают приобрести» такой участок в собственность. Переоформление прав на земельный участок осуществляется гражданами добровольно и никаким периодом времени не ограничивается.
Значительные проблемы и массовые судебные споры вызывает определение размера приватизируемого (переоформляемого); земельного участка гражданином. Правоприменительные органы нередко склонны считать, что размер участка ограничен установленными предельными (максимальными) размерами ст. 33 ЗК РФ. Между тем указанная статья Кодекса устанавливает предельные размеры земельных участков при их предоставлении впервые. Следовательно, при перерегистрации земельных участков граждан находящихся в их пожизненном наследуемом владении (постоянном бессрочном пользовании), право собственности должно приобретаться на весь участок независимо от его размера. Данная норма и такое ее толкование вытекают из правовой позиции Конституционного Суда РФ по следующему делу.
Гражданка Т. В. Близинская, проживая в пос. Косино г. Москвы в жилом доме, расположенном на принадлежащем ей на праве землепользования участке площадью 0,2291 га, обратилась в префектуру с заявлением о переоформлении прав на землю. В результате проведения данной процедуры решением префектуры Восточного административного округа г. Москвы от 6 июня 1996 г. за Т. В. Близинской было закреплено право пожизненного наследуемого владения на 0,06 га, в отношении остальной части участка ей было предложено оформить договор аренды сроком на 49 лет. Преображенский межмуниципальный суд г. Москвы, куда Т. В. Близинская обратилась с иском о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в полном размере, решением от 9 сентября 1997 г. в удовлетворении ее требований отказал, сославшись и том числе на Закон г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве».
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ Т. В. Близинская оспаривала конституционность ч. 2ст. 163аконаг. Москвы от 16июля 1799 г. «Об основах платного землепользования в городе Москве».На основании содержащейся в ней нормы, как утверждалось в жалобе, была «реквизирована» часть принадлежащего заявительнице земельного участка, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом, и ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, исключающей умаление прав и свобод человека 111 гражданина и допускающей их ограничение только в конституционно одобряемых целях на основании федерального закона.
Как отметил Конституционный Суд РФ, ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не отвечает обращенному к законодателю конституционному требованию определенности правовой нормы: она допускает распространение понятия «предоставление земельного участка» как на случаи первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации права владения и пользования земельными участками для граждан, проживающих в принадлежащих им на праве собственности домах, которые расположены на этих земельных участках. Отсутствие разграничения институтов предоставления земли и изменения титула прав на земельные участки для уже реально владеющих ими граждан на практике приводит к тому, что вопрос о размерах землевладения решается произвольно. Неопределенность нормы позволяет органам исполнительной власти квалифицировать переоформление прав на земельный участок как первичное его предоставление и в результате по собственному усмотрению определять, в каком размере он подлежит передаче в пожизненное наследуемое владение (в деле заявительницы это привело к значительному его уменьшению), что создает возможность для злоупотреблений, порождает противоречивую правоприменительную практику и не отвечает принципу равенства граждан перед законом и судом (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ).
В результате, рассмотрения жалобы Конституционный Суд РФ признал положение ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не соответствующим Конституции РФ, ее ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 2 и 3 ст. 35 и ч. 1—3 ст. 55, чем создал уникальный прецедент.
Конечно, судебный прецедент формально не является в России источником права, но тем не менее акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, равно как и решения судов и иных органов, основанные на таких актах. Поэтому данная правовая позиция Конституционного Суда РФ способна оказать огромное воздействие на нормотворчество субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также на правильное применение норм материального права судами общей юрисдикции при рассмотрении соответствующих категорий дел.
Следует иметь в виду, что ЗК РФ содержит лишь общие положения о возможности и порядке приватизации земельных участков: гражданами, которые могут конкретизироваться в других нормативных правовых актах применительно к конкретным видам землепользования. Например, особенности процедуры приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков указаны в ст. 2 Закона о садоводческих и дачных объединениях, а особенности приватизации земельных участков, принадлежащих фермерам, — в п. 7 ст. 10 Закона об обороте земель. Как следует из последней нормы, приобретение фермерами права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного)5 пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Вводным законом. Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Рассматривая процедуру переоформления гражданами прав на земельные участки, следует отметить, что ЗК РФ оставляет без внимания возможность приобретения права собственности на землю гражданами и юридическими лицами в силу приобретательной давности. Под приобретательной давностью понимается возможность гражданина или юридического лица, не являющегося II собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющего как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо движимым имуществом в течение пяти лет, претендовать на приобретение права собственности на это имущество (п. 1 ст. 234 ГК РФ). Представляется, что признак добросовестности, равно как и признак владения участком как своим, не должен распространяться на земельные участки как минимуме по трем причинам.
Во-первых, как советское, так и российское земельное законодательство отрицает существование бесхозяйных земельных участков.
В дореформенный период провозглашалось право исключительной государственной собственности на землю; в п. 2 ст. 214 ГК РФ сформулирована аналогичная норма: «земля и другие природные I ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью». До разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Во-вторых, как по советскому, так и по российскому законодательству предусматривается административная ответственность за самовольный захват земельного участка. Следовательно, лицо не может владеть земельным участком добросовестно, поскольку овладело им в результате правонарушения. В данной ситуации всегда существует потенциальный или реальный публичный собственник, указанный (или подлежащий внесению после окончания процедуры разграничения прав на землю) в документах государственного кадастра недвижимости и регистрации прав па земельные участки.
В-третьих, возможность пользоваться имуществом «как своим» предполагает, что соответствующее имущество не изъято и не ограничено в обороте. Между тем существует перечень земельных участков, которые либо не могут вообще находиться в собственности физического или юридического лица, либо для пользования которым необходимо специальное разрешение.
Вопрос о допустимости применения приобретательной давности к земельным участкам будет разрешен окончательно лишь после внесения необходимых дополнений в ЗК РФ.
Государственная регистрация права собственности на землю
Для обладания земельным наделом недостаточно всего лишь отгородить его от всех остальных участков забором и построить на нем дом. Сначала нужно получить официальный документ о праве собственности на приобретенный объект недвижимости, который выдается после прохождения определенной процедуры. Без этой бумаги любые действия с землей будут считаться незаконными.
О том, как зарегистрировать свое право на участок земли, мы подробно расскажем далее в статье.
Что такое государственная регистрация права собственности на землю?
Госрегистрация права собственности – это законом установленный процесс официального закрепления за будущим обладателем земли его 3-х главных правомочий: владеть (фактически обладать), пользоваться (извлекать выгоду) и распоряжаться (решать дальнейшую судьбу участка).
Если у гражданина или юрлица будет свидетельство, обосновывающее право собственности на землю, никакие третьи лица не будут иметь права отобрать ее, поскольку она принадлежит им на законных основаниях.
Сделка по купле-продаже, дарению и т.п. участка не будет иметь силы, если конечным результатом передачи земли к получателю не станет госрегистрация его права.
Законодательство по этому вопросу состоит из нескольких правовых актов:
- Конституция РФ: в частности, статья 36, которая гарантирует право российских граждан и объединений приобретать землю в частную собственность.
- ГК РФ: статьи 219 и 223 говорят о том, что данное право на недвижимость, подлежащую госрегистрации, возникает с момента проведения этой процедуры. Глава 17 посвящена праву собственности на земельные наделы.
- ЗК РФ: положения статьи 25 говорят об обязательности регистрации прав на землю в установленном порядке. В целом, этот кодекс посвящен различным вариантам владения земельными объектами разными субъектами.
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, который детально регламентирует этот процесс и требования к заявителям.
- Указ Президента РФ № 1847 от 25 декабря 2008 года.
Где регистрируется право собственности на участок?
Это делает специально уполномоченный госорган, компетенция которого прописана в статье 3 вышеназванного № 218-ФЗ. Он имеет право на осуществление подобных действий согласно указанию Правительства РФ и именуется Росреестром, а полное название у него – Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии (об этом Указ Президента № 1847).
В каждом городе России есть не одно отделение Росреестра, куда следует обращаться будущим собственникам участков. Стоит отметить, что подавать документы нужно именно в то отделение, которое территориально находится в том же муниципальном образовании, что и земельный участок (далее — ЗУ).
Какие документы нужны?
Стандартный перечень документов:
- заявление, образец которого есть в отделении Росреестра;
- паспорт заявителя (при его личной подаче);
- доверенность на представителя (если документы подает не сам заявитель);
- квитанция о том, что оплачена госпошлина;
- кадастровый план;
- договор – основание для госрегистрации (купли-продажи, обмена, дарения), нотариально заверенный;
- документы от продавца или лица, который отчуждает свой участок в пользу другого (паспорт, свидетельство о наследовании); .
Если необходимо зарегистрировать землю, доставшуюся заявителю по наследству, ему следует подать такие документы:
- заявление;
- документ, подтверждающий наследование имущества;
- выписку из кадастрового плана;
- паспорт заявителя (или доверенность);
- чек об уплате госпошлины.
Процедура госрегистрации: пошаговая инструкция
Основаниями для регистрации права могут служить:
- договоры обмена, дарения, купли-продажи, выделения доли и т.п.;
- наследование;
- судебное решение и др.
Первым делом нужно оплатить госпошлину за регистрацию участка в Росреестре. Это можно сделать, лично обратившись в банк, либо через онлайн-сервисы.
Зачастую в самих отделениях Росреестра установлены банкоматы, чтобы не тратить много времени на оплату и сразу же подать пакет документов. Реквизиты для оплаты госпошлины можно также взять в отделении регистрирующего органа.
Затем необходимо сделать следующее:
- Написать заявление по специальному образцу и подписать его лично, либо поручить это представителю по доверенности. Образец заявления можно скачать здесь.
- Обратиться к специалисту Росреестра и подать заявление с пакетом документов.
- Специалист, в свою очередь, выдаст заявителю расписку. В ней будет написана дата принятия документов и дата, когда нужно будет прийти за свидетельством о регистрации. Паспорт остается у заявителя.
- В назначенный день прийти в отделение Росреестра и получить свидетельство при условии, что с поданным для регистрации пакетом документов все в порядке и нет никаких ошибок.
Сроки регистрации
С января 2017 года сроки госрегистрации права собственности существенно сократились. Это позволило приобретать недвижимость гораздо быстрее, к коим отнесены и участки земли.
Единый срок для регистрации права, которое возникло по вышеназванным договорам и другим основаниям – 7 рабочих дней. Он начинает исчисляться со следующего дня, после момента сдачи документов в Росреестр.
При направлении пакета на оформление права через МФЦ, этот период времени увеличится на 2 дня. А все потому, что на передачу документов в Росреестр из МФЦ и обратно, тоже уходит некоторое время.
Стоимость регистрации
Размер госпошлины различен. НК РФ устанавливает такие расценки:
- за наделы, которые относятся к категории предназначенных для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, строительства жилья, а также для сельхозземель – 350 рублей;
- за земельный участок, не относящийся к перечисленным выше категориям – 2 тысячи рублей (для физлиц) и 22 тысячи рублей (для организаций).
Налогоплательщикам может быть начислен штраф за несвоевременную сдачу налог декларации по земельному налогу.
Для приватизации земли потребуется собрать определенный пакет документов. Полный список вы найдете в нашей статье.
Что такое аннулирование кадастрового номера земельного участка и как оно происходит? Подробно об этом мы рассказали здесь.
Что такое перерегистрация земельного участка?
Суть перерегистрации участка немного отличается от регистрации вновь возникшего права собственности у лица.
Перерегистрация земли – это процедура регистрации права собственности у тех граждан, которые приобрели участки до 31.12.1998г. В таком порядке администрациями предоставлялись земли:
- для дачного или личного подсобного хозяйства;
- для выращивания сада, огорода;
- под строительство жилого дома или гаража;
- на праве наследуемого владения пожизненно;
- на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку эти земельные объекты были зарегистрированы за собственниками по старым правилам, им необходимо подавать документы в Росреестр для получения свидетельства нового образца. Иначе никакие действия со своим участком производить нельзя.
Какие документы необходимо подать?
- правоустанавливающий документ, обосновывающий возникновение права собственности (к примеру, акт о предоставлении дачного ЗУ, выписка из Похозяйственной книги о том, что у гражданина есть соответствующее право на участок и др.); ;
- паспорт заявителя;
- квитанция об уплате госпошлины (350 руб.).
С 2010 года стало возможно подавать в Росреестр сразу 2 заявления: о постановке на кадастровый учет и о перерегистрации права. Таким образом, если нет кадастрового паспорта, то нет необходимости его отдельно заказывать и тратить время, а сразу обратиться за регистрацией права собственности.
Перерегистрация проходит в несколько этапов. Они схожи с процедурой оформления права собственности впервые. Со сформированным пакетом документов нужно обратиться в Росреестр, заполнить и подать заявление.
После получения расписки, в назначенный день повторно прийти в регистрирующий орган и получить новое свидетельство, которым официально оформлено право собственности на земельный объект.
Основания для отказа в регистрации
Основания, по которым могут отказать в регистрации:
- право собственности на конкретный ЗУ не подлежит регистрации;
- с заявлением в регистрирующий орган обратилось лицо без полномочий на его подачу;
- несоответствие формы или содержания поданных документов требованиям действующих законов;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении участка в собственность признан недействительным со времени его издания, в силу закона, который действовал на тот момент;
- правообладатель не представил заявление на перерегистрацию права собственности, на основании ранее возникшего права;
- на регистрацию представлены не все необходимые документы;
- есть противоречие между заявленным правом собственности и уже зарегистрированными правами на этот ЗУ.
- другие основания.
Гражданам, которые подают заявление на перерегистрацию земель, может быть отказано по причинам:
- если в акте, которым предоставлялся участок, не указано само право на участок;
- нельзя определить вид права;
- если в соответствии с законами такой ЗУ и вовсе не мог быть предоставлен на праве собственности.
Невозможно свободно распоряжаться земельным наделом, не зарегистрировав на него право законного владения. Для этого недостаточно просто подписать договор или вступить в наследство. Следует собрать все перечисленные в статье документы, уплатить сумму государственной пошлины и обратиться в специальный госорган. Только после получения свидетельства будет возможно стать официальным правообладателем своей земли.
2.3 Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Сразу же стоит отметить, что обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, установленная п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон), конкретным сроком не ограничивается.
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.
Что же касается юридических лиц, у которых земельные участки находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, то их условно поделили на две категории.
Первая категория — государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым в силу п. 2 ст. 3 Вводного закона переоформлять ничего не нужно.
Вторая категория — все остальные юридические лица, для которых ст. 3 Вводного закона (в ред. от 29.12.2004) установлено, что они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность; религиозные организации, кроме того, — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2008 в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
Процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования должна включать в себя как минимум два этапа: отказ правообладателя от принадлежащего ему права и приобретение (возникновение) нового права на землю — аренды либо права собственности. При этом как прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, так и вновь возникшее право на землю в соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[23] подлежат государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации. В связи с этим моментом исполнения требований ст. 3 Вводного закона следует считать дату внесения записи о новом праве на землю в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Статьей 421 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. При этом понуждение заключить договор подчинено порядку, установленному нормами ст. 445 ГК РФ, согласно которым, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В ситуации по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обязанность по заключению договора законодательством прямо не установлена.
Кроме того, Земельным кодексом РФ (ст. 45) в качестве оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования не предусмотрено невыполнение требования о переоформлении названного права.
Точку в обсуждаемом вопросе поставил Конституционный Суд РФ в Определении от 25.12.2003 № 512-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указав следующее. Положение абз. 1 п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Устанавливая предельный срок переоформления, законодатель был вправе определить сферу действия новой нормы во времени и по кругу лиц, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 02.10.2003 № 346-О[25], не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Ранее схожая правовая ситуация в части требования о перерегистрации юридическими лицами права пользования землей была закреплена в ст. 7 Закона РСФСР от 23.11.90 «О земельной реформе»[26], предусматривавшей для юридических лиц срок переоформления права пользования земельным участком до 01.02.93. Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» сделал вывод, что непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка соответствующими государственными органами.
В обоснование своей позиции Президиум ВАС РФ привел следующее суждение. Непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с упомянутым Законом не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка. Устанавливая сроки переоформления прав пользования земельными участками, законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением юридическими лицами требований указанной нормы.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в установленный законом срок либо его пропуск не влекут прекращения данного вещного права и не являются основанием для его отмены. Более того, п. 3 ст. 20 ЗК РФ установлено, что ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования землей у граждан и юридических лиц сохраняется.
Исходя из норм ст. 216 ГК РФ, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком как вещное право не может прекратиться по воле должностных лиц органов государственной власти, оно защищено нормами ст. 305 ГК РФ: может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ). Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком определены ст. 45 ЗК РФ.
Итак, следует признать очевидным тот факт, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, за исключением оснований, указанных в ст. 45 ЗК РФ, может осуществляться сугубо добровольно, по желанию самих правообладателей. Приведенные доводы находят свое подтверждение в судебной практике.
ФАС Поволжского округа постановлением от 27.05.2005 по делу № А55-16036/04-44[29] оставил без изменения решение Арбитражного суда Самарской области, которым было признано недействительным предоставление в аренду земельного участка, принадлежащего заявителю на праве бессрочного пользования, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно в определенных законом случаях по решению суда либо при отказе от данного права, заявитель же согласия на изъятие земельного участка не давал, соответствующее судебное решение не выносилось.
В рамках исследуемого вопроса целесообразно рассмотреть последствия сохранения у землепользователей права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Нужно отметить, что обладатели такого титула значительно скованы в своих возможностях. Согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться ими. Наряду с этим запретом п. 6 ст. 3 Вводного закона установлен запрет на распоряжение правом постоянного бессрочного пользования путем его внесения в уставные капиталы коммерческих организаций. Вместе с тем подобные ограничения не влекут невозможность отчуждения недвижимости, расположенной на земельном участке, и не ограничивают это право.
По данному вопросу мы можем сделать определенный ряд выводов.
Земельному кодексу РФ предоставление участков гражданам на праве пожизненного пользования вообще не допускается, но такое право сохранено в отношении участков, полученных гражданами в силу норм ранее действовавшего законодательства. Землевладелец вправе однократно бесплатно приобрести такой участок в собственность (ст. 21 ЗК РФ).
Выделяют два способа возникновения права собственности. Первый заключается решении государственного или муниципального органа. Вторым способом является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке.
Законодательство для лиц, которым предоставлен земельный участок на праве постоянного пользования, имеют право только владения и пользования, распоряжаться им они не могут.
Обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение.
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.
Заключение. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии со ст. 216 ГК РФ отнесено к вещным правам.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. Отсюда следует вывод, что собственник земельного участка не обладает правом собственности на лес, произрастающий на его участке.
Все земли в Российской Федерации делятся на определенные категории: 1. земли сельскохозяйственного назначения; 2. земли населенных пунктов; 3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4. земли особо охраняемых территорий и объектов; 5. земли лесного фонда; 6. земли водного фонда и земли запаса.
Земельному кодексу РФ предоставление участков гражданам на праве пожизненного пользования вообще не допускается, но такое право сохранено в отношении участков, полученных гражданами в силу норм ранее действовавшего законодательства. Землевладелец вправе однократно бесплатно приобрести такой участок в собственность (ст. 21 ЗК РФ).
Выделяют два способа возникновения права собственности. Первый заключается решении государственного или муниципального органа. Вторым способом является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Так же мы рассмотрели вопрос о переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Стоит отметить, что обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение.