Ответы на часто задаваемые вопросы для физических лиц
В соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.05.2014г. № 23/2 в определенных расчетных периодах к социальной норме применяется коэффициент сезонности.
Коэффициенты сезонности
№ п/п | Месяц | Величина коэффициента сезонности |
1 | Январь | 1 |
2 | Февраль | 0,9 |
3 | Март | 0,9 |
4 | Апрель | 0,9 |
5 | Май | 1 |
6 | Июнь | 1,1 |
7 | Июль | 1,1 |
8 | Август | 1,1 |
9 | Сентябрь | 1 |
10 | Октябрь | 1 |
11 | Ноябрь | 1 |
12 | Декабрь | 1 |
В каких случаях и сроках осуществляется перерасчет размера платы по социальной норме?
Перерасчет платы за потребленную электроэнергию при необходимости увеличения социальной нормы осуществляется в течение 10 рабочих дней после получения заявления с копиями подтверждающих документов. Перерасчет производится за истекшие с начала применения социальной нормы периоды, но не ранее возникновения у потребителя основания на изменение величины социальной нормы и за период не более 1 года.
Перерасчет размера платы за электроэнергию при необоснованном увеличении социальной нормы производится за все расчетные периоды, в которых он производился, но не более 1 года (пп. 38-39 Постановления Правительства РФ № 614). При выявления иных зарегистрированных лиц перерасчет осуществляется, начиная с того расчетного периода, в котором такие лица были зарегистрированы в жилом помещении потребителя.
При уточнении (изменении) состава домохозяйства применяется социальная норма в месяце, следующем за месяцем получения подтверждающих документов.
Перерасчет стоимости электроэнергии в случае уточнения состава домохозяйства осуществляется с месяца, в котором началось применение социальной нормы, но не более чем за 3 предшествующих расчетных периода, а в случае изменения состава домохозяйства — с месяца, в котором произошли изменения состава домохозяйства, но не более чем за 3 предшествующих расчетных периода (п. 44 Постановления Правительства РФ № 614).
Какими документами подтверждается наличие в помещении стационарной электроплиты и/или электронагревательной, и/или электроотопительной установок?
Документы необходимые и достаточные для применения социальной нормы для стационарных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок (п. 34 Постановления Правительства РФ № 614, а также «Информационное письмо Региональной службы по тарифам» (Правительство Ростовской области) от 13.11.2013г. № 5692):
- Для жилого дома, оснащенность стационарными электроплитами, подтверждается:
— заявлением, написанным собственноручно собственником помещения (Форма заявления № 8, утвержденная Приказом №365-001/001-2019 от 31.12.2019 (далее Заявление № 8));
— документом, подтверждающим отсутствие централизованного газоснабжения (справка от газоснабжающей организации, справка из органов местного самоуправления);
— копией технического паспорта либо свидетельства на электроплиту (при применении социальной нормы для электроплит);
- Для жилого дома, наличие электроотопительной и/или электронагревательной установки (ГВС), подтверждается:
— заявлением, написанным собственноручно собственником помещения (Заявление № 8);
— документом, подтверждающим отсутствие централизованного теплоснабжения и/или централизованного горячего водоснабжения (справка от теплоснабжающей организации, справка из органов местного самоуправления);
— копией документа, подтверждающего оборудование помещения в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, выданного органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
- Для помещения, расположенного в многоквартирном доме, оснащенность стационарной электроплитой, электроотопительной и/или электронагревательной установкой (ГВС), оборудованной в установленном порядке, подтверждается:
— заявлением, написанным собственноручно собственником помещения (Заявление № 8);
— копией технического паспорта на помещение, расположенное в многоквартирном доме (с отражением в разделе «благоустройства» сведений об отсутствии центрального газо-теплоснабжения), а при отсутствии технического паспорта – копией проектной документации.
Жилищное право. Вопросы ЖКХ. — Прокуратура Калининградской области
В некоторых случаях лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги (исполнитель), делает перерасчет платы за электроэнергию в сторону увеличения или уменьшения ее размера (п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее-Правила)).
К таким случаям, в частности, относятся:
— расхождение между показаниями прибора учета и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете размера платы. Если исполнитель в ходе проверки состояния приборов учета электроэнергии или достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях таких приборов учета установит, что прибор учета исправен и надлежащим образом опломбирован, но имеются расхождения между его показаниями и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете платы за электроэнергию за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу;
— несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
Прибор учета электроэнергии должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления таких фактов прибор оснащается, в частности, пломбами и устройствами, позволяющими фиксировать факт несанкционированного вмешательства в его работу.
— временное отсутствие потребителя в жилом помещении.
Плата за электроэнергию может быть пересчитана, если потребитель временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствует в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки. Исключение составляет коммунальная услуга по электроснабжению на цели отопления, а также на общедомовые нужды (п. п. 86, 88 Правил).
-Предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В указанном случае размер платы за электроэнергию за соответствующий расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил).
При этом допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет два часа, если имеются два независимых взаимно резервирующих источника питания, и 24 часа, если источник питания один. Информацию о наличии резервирующих источников питания электроэнергии можно получить у исполнителя (п. 9 Приложения № 1 к Правилам).
Напряжение и частота электрического тока должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (п. 10 Приложения № 1 к Правилам).
Порядок произведения перерасчета установлен законодателем индивидуально – для каждого основания. Подробнее о конкретных мерах и особенностях процедуры перерасчета следует обращаться к норме закона.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Калининградской области
Прокуратура Калининградской области
12 января 2021, 10:27
Прокуратура города Черняховска Калининградской области разъясняет: «Порядок перерасчета платы за электроэнергию
В некоторых случаях лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги (исполнитель), делает перерасчет платы за электроэнергию в сторону увеличения или уменьшения ее размера (п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее-Правила)).
К таким случаям, в частности, относятся:
— расхождение между показаниями прибора учета и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете размера платы. Если исполнитель в ходе проверки состояния приборов учета электроэнергии или достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях таких приборов учета установит, что прибор учета исправен и надлежащим образом опломбирован, но имеются расхождения между его показаниями и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете платы за электроэнергию за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу;
— несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
Прибор учета электроэнергии должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления таких фактов прибор оснащается, в частности, пломбами и устройствами, позволяющими фиксировать факт несанкционированного вмешательства в его работу.
— временное отсутствие потребителя в жилом помещении.
Плата за электроэнергию может быть пересчитана, если потребитель временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствует в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки. Исключение составляет коммунальная услуга по электроснабжению на цели отопления, а также на общедомовые нужды (п. п. 86, 88 Правил).
-Предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В указанном случае размер платы за электроэнергию за соответствующий расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил).
При этом допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет два часа, если имеются два независимых взаимно резервирующих источника питания, и 24 часа, если источник питания один. Информацию о наличии резервирующих источников питания электроэнергии можно получить у исполнителя (п. 9 Приложения № 1 к Правилам).
Напряжение и частота электрического тока должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (п. 10 Приложения № 1 к Правилам).
Порядок произведения перерасчета установлен законодателем индивидуально – для каждого основания. Подробнее о конкретных мерах и особенностях процедуры перерасчета следует обращаться к норме закона.
Должна ли УО делать перерасчёт платы за коммунальные ресурсы на СОИ
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт Елена Шерешовец рассказала, должна ли управляющая организация делать собственникам корректировку платы за КР на СОИ при наличии в доме общедомового прибора учёта, могут ли её обязать это сделать и как этого избежать.
По общему правилу расчёт платы за КР на СОИ делается исходя из нормативов с последующим перерасчётом
Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», практикующий юрист Елена Шерешовец подробно объяснила, когда и как УО должна делать перерасчёт внесённой собственниками платы за КР на СОИ, разобрала формулы расчётов и дала советы, как управляющим организациям и ТСЖ избежать такой обязанности:
Плата за КР на СОИ в домах, где установлены общедомовые приборы учёта коммунальных ресурсов, рассчитывается по общему правилу, которое зафиксировано в ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. В этой норме законодательства закреплено, что ежемесячный расчёт платы ведётся исходя из установленного в регионе норматива потребления соответствующего виде коммунального ресурса, показания ОДПУ при этом не учитываются.
Объём КР на СОИ при этом, который распределяется между собственниками в соответствии с их долями в общем имуществе, определяется как произведение норматива на общую площадь помещений, входящих в состав ОИ дома:
Норматив при расчётах за КР на СОИ согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ применяется ежемесячно даже несмотря на наличие ОДПУ.
Порядок перерасчёта платы за КР на СОИ по показаниям ОДПУ изложен в проекте постановления Правительства РФ
Во второй части правила, изложенного в ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, указано, что показания общедомового прибора учёта применяются при проведении корректировки внесённой собственниками платы за период.
УО ежемесячно выставляет плату собственникам за ресурсы, потреблённые при использовании и для содержания общего имущества, исходя из установленного норматива, но раз в какой-то период делает перерасчёт платежей исходя из показаний ОДПУ.
При этом в ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ есть важное указание на порядок такого перерасчёта: в соответствии с постановлением Правительства РФ. Но, как отметила эксперт, на данный момент ни в одном нормативно-правовом акте не закреплён такой порядок. В 2017 году был создан проект нового постановления с изменениями в ПП РФ № 491, одно из которых предполагает дополнить его формулами перерасчётов, в том числе корректировки КР на СОИ в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Но проект постановления до сих пор не утверждён.
Принцип проведения перерасчёта КР на СОИ, изложенный в этом документе, достаточно прост: жители дома в течение года рассчитываются за ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества, по нормативу с июля одного года по июнь следующего, а затем УО делает корректировку внесённой платы исходя из показаний ОДПУ. Формула для этого сложна для восприятия:
Елена Шерешовец упростила эту формулу и рассказала на примере, как планируется производить перерасчёт платы КР на СОИ согласно проекту постановления Правительства РФ:
- Положительный, если жители дома потребили КР на СОИ больше, чем было заложено в норматив.
- Отрицательный, если в доме потребление ресурсов на содержание общего имущества меньше нормативного.
В проекте постановления Правительства РФ указано, что в первом случае УО не проводит доначисление, перерасчёт равен нулю. В случае отрицательного объёма собственникам необходимо вернуть переплаченные за КР на СОИ суммы. Следовательно, УО делает корректировку платы за такую услугу только в случае её уменьшения для собственников. Подробнее об этих двух ситуациях узнайте, посмотрев видео.
Органы ГЖН и суды требуют от УО делать перерасчёт платы за КР на СОИ согласно рекомендациям Минстроя РФ
Порядок перерасчёта платы за КР на СОИ, изложенный в проекте постановления Правительства РФ, пока не утверждён. Но, как указала Елена Шерешовец, органы Госжилнадзора и суды уже требуют от управляющих организаций пользоваться этими нормами.
Происходит это потому, что аналогичную позицию по корректировке платы за КР на СОИ высказал Минстрой РФ в письме от 15.10.2018 № 41911-МГ/06. Ведомство указало на то, что если фактическое потребление КР на такие цели за период было меньше нормативного, то УО обязана вернуть собственникам переплату. Если объём потребления по ОДПУ превысил норматив, то делать доначисления нельзя.
Несмотря на то, что письма ведомства носят рекомендательный характер, указанное письмо уже легло в основу предписаний органов ГЖН и решений судов. Так, в деле № А46-557/2019 ВС РФ, ссылаясь на письмо Минстроя РФ, подтвердил законность требований Госжилинспекции и обязал УО провести корректировку платы за КР на СОИ в сторону уменьшения (определение ВС РФ от 10.01.2020 № 304-ЭС19-25414).
Делать перерасчёт платы за КР на СОИ не нужно при наличии в доме АИИС или решения ОСС
Для управляющих организаций и ТСЖ ситуация с перерасчётом платы за коммунальные ресурсы, использованные в целях содержания общего имущества, складывается не лучшим образом. Если в доме объём КР на СОИ превышает нормативный, то разницу оплачивают УО и ТСЖ, перераспределить сверхнорматив на собственников по итогам перерасчёта по общему правилу ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ нельзя.
- В доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учёта потребления коммунальных ресурсов (АИИСУ), которая позволяет одномоментно снимать данные со всех приборов учёта, установленных в доме.
Расчёт платы за КР на СОИ всегда производится исходя из показаний, снятых такой системой:
- Собственники помещений на общем собрании при отсутствии в доме АИИС утвердили расчёт платы за коммунальные расходы на СОИ, исходя из показаний общедомового прибора учёта.
Такое решение принимается на ОСС простым большинством голосов: 50%+1 от числа голосов собственников, присутствовавших на собрании. Если такое решение принято, то УО распределяет весь объём КР на СОИ согласно показаниям ОДПУ на собственников сразу:
Но, как указала эксперт, УО должна учитывать один нюанс: подобное исключение из общего правила можно применить только в тех домах, где перечень работ и услуг по договору управления превышает минимальный, указанный в ПП РФ № 290. Почему – узнайте из выпуска онлайн-журнала.
Елена Шерешовец рекомендовала УО и ТСЖ пользоваться двумя исключениями из общего правила, чтобы избежать ситуаций, когда орган ГЖН или суд потребуют от них сделать собственникам перерасчёт платы за КР на СОИ по алгоритму, указанному в письме Минстроя РФ и в не утверждённом до сих пор проекте постановления Правительства РФ.
Остались вопросы? Нужны пояснения или инструкции по применению законодательства в сфере управления многоквартирными домами? Вступайте в Ассоциацию «Р1» и получайте разъяснения НПА и рекомендации от ведущих экспертов в сфере ЖКХ. Больше информации вы найдёте на сайте «Р1».