Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)
С 1 января 2019 года в России начала работать новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами. По замыслу авторов реформы, она должна коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов.
Кто же теперь и за что отвечает? Куда пожаловаться, если мусор не вывозят? Кто теперь устанавливает новые тарифы на ТКО для жителей? Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь, а только прописан?
Об этом интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии прокуратуры Республики Саха (Якутия) Тимуром Даниловым.
Тимур Романович, здравствуйте! Что понимается под твердымм коммунальными отходами?
Твердые коммунальные отходы или сокращенно ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242).
Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и др.) необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.
Обязаны ли граждане заключать договор на вывоз мусора?
Такой договор должны заключать собственники частных жилых домов, нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов), управляющие компании, ТСЖ, собственники помещений и квартир в МКД. Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N354), то есть если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.
А надо ли платить, если нет мусора?
Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор не могут бесследно исчезнуть. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде.
Чаще всего такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Однако теперь в силу положений части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор взыскивает в досудебном и судебном порядке.
Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?
К региональному оператору по обращению с ТКО. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках). К управляющей компании, органу местного самоуправления — направляются претензии по содержанию и чистоте мест (площадок) накопления ТКО.
Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?
На нарушения закона, связанные с экологией и охраной окружающей среды — в территориальный орган Росприроднадзора. На нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил — в территориальный орган Роспотребнадзора. На нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО — в Министерство ЖКХиЭ РС (Я). Кроме того, поскольку при предоставлении указанной коммунальной услуги затрагиваются жилищные права граждан – в УГЖСН РС (Я). В случае несогласия с величиной тарифа на услуги регионального оператора – в Государственный комитет по ценовой политике РС (Я). В случае несогласия с результатами рассмотрения обращений вышеуказанными ведомствами — районному (городскому) прокурору, затем в прокуратуру республики.
Если в квартире (жилом доме) зарегистрировано и проживает 2 человека, а плату начисляют за 3, что делать?
Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться к региональному оператору. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. В данному случае — справку о составе семьи, выписку из домой книги или домовую книгу.
Какую ответственность несут люди, создающие несанкционированные свалки мусора? В каком порядке они должны ликвидироваться? Или, например, общественники собирают мусор возле дачных участков в лесу, а этот мусор не вывозится. Куда обращаться, кто должен за этим следить?
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесных, водоохранных зонах. Запрещается размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере до 250 тысяч рублей.
За уборку незаконных свалок, в т.ч. в дачных и лесных зонах отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, то вся ответственность ложится на правообладателя.
В случае обнаружения таких фактов нужно обращаться в орган местного самоуправления, а также подать обращение в органы Росприроднадзора. Во всех заявлениях в органы власти надо обязательно указывать точное место, описание свалки, дату обследования, по возможности, приложить фотографии. Это можно сделать и электронно.
За период 2019-2020 гг. по мерам прокуроров ликвидировано 98 несанкционированных свалок на общей площади около 4 га.
Как узнать — правомерно ли УК установила тариф и производит начисление? Куда обращаться?
Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) утверждены постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17.12.2019 № 217.
В силу положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ организация, которой вносится плата за коммунальные услуги, вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов (управляющих компаний).
Таким образом, региональный оператор по обращению с ТКО, вправе принимать плату за эту коммунальную услугу в пределах установленных тарифов от собственников жилых помещений, как самостоятельно, так и через платежных агентов, к примеру УК, с которыми заключен соответствующий агентский договор. При этом, управляющая компания не вправе изменять утвержденный тариф.
В случае несогласия с размером утвержденных тарифов граждане могут обратиться в Государственный комитет по ценовой политике РС (Я). Органами прокуратуры республики на постоянной основе дается оценка законности установления тарифов.
К примеру, по результатам проведенной прокуратурой республики в 2019 году проверки установлено, что Госкомцен РС (Я) в нарушение законодательства о ценообразовании, среднегодовая плотность ТКО при расчете тарифов необоснованно взята равной 200 кг/м3, что противоречит территориальной схеме обращения с отходами. Масса отходов, учтенная при расчете необходимой валовой выручки региональных операторов, взята из данных территориальной схемы на 2021 год, что привело к завышению массы отходов свыше чем на 20 тыс. тонн. В связи с чем, прокуратурой республики Председателю Правительства РС (Я) внесено представление, во исполнение которого тарифная база приведена в соответствие с законодательством.
На местном уровне также дается правовая оценка. Так, прокуратурой Олекминского района выявлен факт неправомерного в нарушение ст. 154 Жилищного кодекса РФ сбора управляющей компанией денежных средств за вывоз мусора, при одновременном взимании платы регоператором. В результате двойного сбора пострадали 1300 граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Олекминска, на общую сумму 430 тыс. руб. Прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого директор управляющей компании привлечен к административной ответственности. По представлению прокуратур, внесённому директору управляющей компании, произведен перерасчет гражданам на вышеуказанную сумму путем возвращения уплаченных средств на лицевые счета.
Что с раздельным сбором? На какой стадии внедрение? Уже есть такая обязанность или нет?
12.11.2016 постановлением Правительства РФ № 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Пунктом 19 данных Правил предусмотрено, что потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Вопрос за регоператорами.
ГУП «ЖКХ РС (Я)» в качестве регионального оператора начало внедрять раздельный сбор в арктических районах. В Аллаиховском, Булунском районах установлены контейнеры для раздельного сбора стекла и пластика.
Может ли ТСЖ платить за вывоз ТКО по факту, а не по нормативам
Оплата услуги по обращению с ТКО – болезненный вопрос для собственников, УО и ТСЖ, поскольку нормативы порой выше, чем фактический объём вывезенных отходов. Рассказываем, как ТСЖ из Нижнего Новгорода отстаивает в судах право платить за такую услугу по факту, исходя из числа контейнеров у МКД, а не установленных нормативов.
Между ТСЖ и регоператором должен быть заключён договор на услугу по обращению с ТКО и о порядке её оплаты
Региональный оператор по обращению с ТКО в Нижегородской области обратился в суд с иском к одному из товариществ собственников жилья в Нижнем Новгороде, требуя оплатить долг за оказание коммунальной услуги жителям многоквартирного дома. По заявлению регоператора, ТСЖ не доплатило за вывоз ТКО более 90 тысяч рублей.
Товарищество в отзыве на иск указало на то, что компания уклоняется от заключения с ним договора, и ТСЖ уже обратилось в суд о понуждении регоператора это сделать. К тому же поставщик услуг по обращению с ТКО завышает объёмы вывозимых отходов. ТСЖ ежемесячно направляло в компанию претензии по этому поводу и в отсутствии заключённого договора оплату за оказанную услугу производило из фактического объёма ТКО за истёкший месяц.
Регоператор вёл расчёт исходя из нормативов, а ТСЖ настаивало на том, что договора нет, поэтому расчёт платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО должен производиться по факту.
В отсутствие договора расчёт платы за вывоз ТКО исходя из нормативов является неверным
Суд первой инстанции, разрешая спор, отметил, что регоператор приступил к своим обязанностям 1 января 2019 года, в том числе предоставлял услуги по обращению с ТКО товариществу собственников. Но договор между ними так и не был заключён.
- заключённого соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором;
- утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории региона, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно п. 8(18) ПП РФ № 1156, до дня заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО регоператор предоставляет её в соответствии с условиями типового договора и соглашением, и потребитель оплачивает её в соответствии с условиями такого договора. В соответствии с абз. 2 п. 6 типового договора, потребитель в многоквартирном доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО согласно ЖК РФ.
Управляющая организация, ТСЖ или кооператив осуществляют расчёты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым у них заключён соответствующий договор, в соответствии с таким договором (ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ).
Как отметил судья, в данном случае договор между сторонами не заключён, способ определения объёма накопления ТКО не согласован. Поэтому произведённый расчёт в соответствии с абз. 2 пп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, то есть исходя из нормативов накопления ТКО, является неверным.
ТСЖ в отсутствие договора вправе платить только за фактически вывезенный объём ТКО
Суд первой инстанции, придя к выводу, что в отсутствии согласованного договора между регоператором и ТСЖ нельзя вести расчёт платы исходя из нормативов, проверил правильность расчёта платы, который предоставило суду товарищество.
Согласно договору на оказание услуг по транспортировке ТКО, объём фактически вывезенных отходов определяется на основании графика приезда машин регоператора к конкретному МКД. Спорный дом, которым управляет ответчик, имеет три контейнера объёмом 1,1 м. куб. Объём оказанных услуг подтверждён отчётом по прохождению контейнерной площадки за спорный период. Расчёт фактического объёма вывезенных ТКО следует производить исходя из объёмов контейнеров, расположенных возле МКД и их количества.
Суд проверил расчёты ТСЖ, сверив их с графиком вывоза ТКО от многоквартирного дома за спорный период, и отметил, что товарищество оплатило регоператору средства за все вывезенные по факту отходы. Оснований для оплаты сверх этого, в том числе долга в 91 тысячу рублей, судья не нашёл и отклонил иск компании.
В суде регоператор по обращению с ТКО должен доказать, что оказал услугу в большем объёме, чем рассчитано «по факту»
В апелляционной жалобе регоператор настаивал, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что без договора применять при расчётах нормативы неверно. Согласно определению ВС РФ от 28.06.2018 по делу № 305-ЭС17-23122, отсутствие договора не признаётся основанием для освобождения от исполнения обязанности по оплате оказанной коммунальной услуги.
Компания указала, что коммерческий учёт объёма/массы ТКО, образуемых жителями многоквартирного дома, в котором не организовали раздельный сбор отходов, в Нижегородской области осуществляется расчётным путём исходя из нормативов накопления ТКО.
Однако суд апелляционной инстанции согласился с коллегами, считая, что ТСЖ в отсутствие договора и утверждённого способа определения объёма оказанных услуг полностью оплатило вывоз ТКО, образованных в многоквартирном доме, исходя из фактических показателей. Регоператор не доказал, что оказал услуги в большем объёме, следовательно, у товарищества собственников нет задолженности перед компанией.
Регоператор попытался настаивать на том, что ТСЖ специально уклоняется от заключения договора с ним, но и это суд отклонил, поскольку именно товарищество судится с ним, чтобы обязать заключить договор на предоставление услуг по вывозу ТКО (дело № А43-5484/2020). Жалоба регоператора была оставлена без удовлетворения.
УО/ТСЖ может добиться внесения в договор условия расчёта платы за ТКО по количеству контейнеров
Апелляционное определение по делу № А43-8353/2020 вынесено 19 октября, и у регоператора есть два месяца на подачу жалобы в кассационный суд. В споре, где ТСЖ пытается принудить регоператора заключить с ним договор, суд первой инстанции уже вынес решение, обязав компанию заключить такой договор с некоторыми правками.
По вопросу расчёта платы за вывоз ТКО, оговоренной в договоре, суд утвердил предложенную ТСЖ методику: «Стороны согласились производить учёт объёма ТКО расчётным путём, исходя из количества и объёма контейнеров для складирования ТКО, а также графика вывоза ТКО, определённого в Приложении 1 к договору».
Пока ТСЖ из Нижнего Новгорода успешно отстаивает своё право вносить плату регоператору по обращению с ТКО по фактическому объёму отходов, а не по нормативам. Будем следить за ситуацией.
Не вывозят мусор: что делать и кому жаловаться
Вывозом мусора занимается городской оператор. Если он не выполняет свою работу, можно жаловаться, требовать все исправить и пересчитать оплату за период, когда услуга фактически не оказывалась.
Содержание
Что делать, если мусор из контейнеров во дворе не вывозят вовремя? Почему не вывозят мусор, можно ли с этим что-то сделать? Рассказываем, как решить эти и другие проблемы правовыми методами.
График вывоза мусора
Как часто должны вывозить мусор из контейнеров? График вывоза мусора, частоту, с которой приезжает мусоровоз, определяют местные власти. Поэтому в вашем регионе могут быть особенные правила вывоза мусора, продиктованные теми или иными особенностями обслуживания придомовой территории. Однако есть общие требования, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:
- Летом и при среднесуточной температуре свыше +5 °C твердые бытовые отходы вывозят не реже 1 раза в сутки.
- Зимой и при среднесуточной температуре +5 °C и ниже твердые бытовые отходы вывозят не реже 1 раза в 3 дня.
Допустимые задержки в вывозе мусора: не более 1 дня в теплое время года и не более 2 дней в холодное. Также недопустимо суммарно в течение 1 месяца не вывозить мусор более 72 часов.
В каких случаях можно предъявлять претензии
За вывоз мусора отвечает региональный оператор, с которым подписывает договор управляющая компания (если дом управляется ею), администрация района. Если дома частные (частный сектор), то договоры заключают сами жильцы в индивидуальном порядке.
Собственно, именно оператору нужно предъявлять претензии, если есть какие-либо нарушения. Очень полезно заранее изучить договор и убедиться, что в нем указаны условия, отличные от реального положения дел. Если же в договоре содержатся условия, заведомо невыгодные для жильцов, можно требовать пересмотра условий договора.
Итак, жаловаться и добиваться исправления ситуации можно в следующих случаях:
- Оператор не выполняет качественно свою работу: не вывозит вовремя мусор, сотрудники оставляют за собой грязь, мусоровоз приезжает в ночное время и шумит и так далее.
- Есть проблемы с организацией сбора мусора: недостаточно контейнеров, они неудобно для всех расположены, нет раздельного сбора мусора в регионах, где это практикуется, и так далее.
Если не вывозят мусор из контейнеров
Что делать, если не вывозят мусор? Жаловаться можно в следующие инстанции:
1. Городской оператор по вывозу мусора.
Жалобу можно составить в свободной форме, при этом инициатор указывает свои личные данные, ему же придет официальный ответ. Можно составить коллективную жалобу. К ней требуется приложить фото- и видеоматериалы (на которых будут четко видны дом, двор, тротуары, контейнеры, мусор), чтобы было понятно, о каких именно нарушениях идет речь. Снимая видео, позовите свидетелей (их также зафиксируйте на записи). Если жалоба в бумажной форме, то составить ее стоит в двух экземплярах (один остается у заявителя с отметкой исполнителя о получении). Оператор доложен принять меры и вывезти мусор после обращения жильцов.
2. Управляющая компания.
Если жизнью дома занимается управляющая компания (УК), она же может повлиять на работу подрядчика. А точнее – призвать его к ответственности и добиться того, чтобы были скорректированы счета на вывоз мусора, если оператор давно пренебрегает своими обязанностями. В администрацию УК направляется жалоба, составлять ее тоже нужно в двух экземплярах, второй останется у вас с отметкой – датой и подписью ответственного лица. Это – доказательство того, что вы обращались в управляющую компанию. Ответить вам должны в течение трех рабочих дней (если вы обращаетесь непосредственно в УК и убеждаетесь, что ваша жалоба принята в работу).
3. Городская администрация.
К претензии также нужно приложить фото или видео, на которых будет хорошо видно местность и неубранный мусор. Передать жалобу можно лично (в приемной или по записи на прием у руководства) или письмом через почту (с уведомлением о вручении).
4. Жилищная инспекция (если она действует в вашем городе).
Жалоба может быть индивидуальной или коллективной, к ней требуется приложить фото или видео. Ее можно отправить электронной почтой, Почтой России или отдать лично.
Представитель жилищной инспекции должен приехать на место, лично убедиться, что мусор не вывозят, после чего, как правило, составляется протокол и накладывается штраф на юридическое лицо, которое должно отвечать за вывоз мусора.
5. Роспотребнадзор.
Обратиться можно по горячей линии, через официальный сайт или при личном визите. При наличии оснований Роспотребнадзор инициирует проверку. Если подтвердится, что региональный оператор плохо выполняет свою работу, к нему будут применены санкции.
6. Прокуратура.
Если ничего из вышеперечисленного не помогает, необходимо обращаться в районную прокуратуру. Важно! При подаче заявления к документам нужно приложить заявление в одну из предыдущих инстанций с отметкой о принятии. Это докажет, что жильцы пытались решить вопрос иными методами и не преуспели.
В случае положительного решения на коммунальщиков и администрацию, которые не исправляли ситуацию, будет наложена административная ответственность.
Какие сведения включить в жалобу
Чтобы решить вопрос максимально быстро и эффективно, в жалобе стоит указывать следующие данные:
- Адрес дома.
- Расположение контейнеров (можно продублировать с фото или видео).
- Число, с которого мусор не вывозили.
Можно ли самим вывозить мусор?
Жильцы могут самостоятельно сдавать мусор в перерабатывающие организации (если речь о сортировке, необходимо заранее узнать, где в вашем городе принимают те или иные виды отходов). Но важно понимать, что это не освободит от оплаты централизованного вывоза мусора (она обозначается в платежке). Если нужно, чтобы эти суммы пересчитали (или убрали, если оператор вообще не выполняет свою работу), необходимо официально решать вопрос и добиваться исправления ситуации.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.