По окончании административного расследования составляется

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей.

В случае совершения дорожно-транспортного происшествия, в результате которых пострадавшим причинены телесные повреждения (в том числе повлекшие смерть человека), сотрудниками внутренних дел проводится проверка, результаты которой оформляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (при наличии сведений о причинении вреда здоровью, которые квалифицируются, как причинившие тяжкий вред здоровью, либо повлекшие смерть человека).

За нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также за нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 Кодекса соответственно.

Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом органа внутренних дел в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего — на срок до шести месяцев.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24или ч.2 т.12.30 Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Кроме того, при проведении административного расследования сотрудники органов внутренних дел проводят следующие мероприятия:

отбираются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, назначаются необходимые экспертизы (судебно-медицинская, автотехническая, ситуационная), осуществляют взятие проб и образцов, производится сбор вещественных доказательств (орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы), документов, показаний специальных технических средств, направляются поручения и запросы, истребуются необходимые сведения (о работе уличного освещения, режима работы светофорного объекта, проведения ремонта и реконструкция дорожного полотна, установки знаков дорожного движения).

После чего должностным лицом органа внутренних дел производится оценка полученных доказательств.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу органа внутренних дел, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

При выявлении признаков преступления в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в том числе при проведении расследования по делу об административном правонарушении (например, при причинении в результате ДТП тяжкого вреда здоровью человека, либо телесных повреждений, повлекших смерть человека), должностные лица органов внутренних дел прекращают производство по делу об административном правонарушении и незамедлительно направляют собранные материалы руководителю следственного органа для проведения проверки в порядке ст.ст.144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

В соответствии с требованиями УПК РФ следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, руководитель следственного органа, следователь, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

При наличии повода и основания руководитель следственного органа либо следователь возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. После чего проводится предварительное следствие по уголовному делу.

Определение № 5-1/2017 от 31 января 2017 г. по делу № 5-1/2017

В Старооскольский районный суд поступил протокол об административном правонарушении БД № в отношении ФИО2 по ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенный УУП ОП№ УМВД России по г. ФИО1 А.Ю. с приложенными материалами. Согласно приложенному определению ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствие со ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административных правонарушениях, судья выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела, а также проверяет достаточность имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

На основании ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностного лица, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В силу ч.1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

Указанные требования Закона должностным лицом не выполнены.

В материалах дела отсутствуют сведения о направлении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копии определений о продлении срока проведения административного расследования лицу, в отношении которого проводится административное расследование и потерпевшей.

Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на явную волокиту при производстве по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В представленном протоколе и материалах отсутствует объяснение ФИО2 на момент составления протокола.

На основании ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

При составлении протокола об административном правонарушении указанные требования не выполнены.

При составлении протокола в отношении ФИО2 им было заявлено, что он нуждается в услугах защитника. В материалах дела имеется ордер адвоката ФИО3 по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ Однако, материалы дела не содержат сведений об извещении адвоката о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, чем грубо нарушено право ФИО2 на защиту и право пользоваться юридической помощью защитника.

Несоблюдение требований ст. 25.1 КоАП РФ является фундаментальным нарушением требований КоАП РФ.

Кроме того, назначение и проведение экспертизы в рамках КоАП РФ регламентировано ст.26.4 КоАП РФ. При назначении экспертизы выносится определение. Эксперт предупреждается об ответственности в соответствие со ст. 17.9 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 25.9 КоАП РФ.

Указанные требования не были соблюдены при назначении по делу судебной медицинской экспертизы в отношении Томачёк Е.С.

Как следует из представленных материалов по делу назначена и проведена судебно-медицинская экспертиза в рамках УПК РФ, что недопустимо при проведении административного расследования в рамках КоАП РФ.

Материалы дела не содержат сведений об ознакомлении с определением о назначении экспертизы и заключением эксперта ФИО2, как того требуют положения ст. 26.4 КоАП РФ.

В силу ст. 25.9. КоАП РФ в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ в отношении Томачёк Е.С. следует, что экспертиза начата ДД.ММ.ГГГГ, запрошено повторное описание ренгенснимков скуловой кости.

До ДД.ММ.ГГГГ меддокументация не предоставлена. В этой связи экспертом сделан вывод о том, что «перелом левой скуловой кости» достоверными ренгенологическими данными не подтверждён и поэтому экспертной оценке не подлежит.

Таким образом, должностным лицом не предоставлены дополнительные материалы по ходатайству эксперта для дачи заключения и могли повлиять на квалификацию действий ФИО2

Как следует из указанного заключения, судебно – медицинская экспертиза проведена по «Заключению специалиста» № от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО8 однако указанное заключение в материалах дела отсутствует.

Кроме того, в представленных материалах дела отсутствует характеризующий материал на ФИО2, сведения о привлечении его к административной ответственности, состоянии его здоровья, а также характеризующий материал в отношении потерпевшей ФИО9

Данные обстоятельства в совокупности не могут быть восполнены и устранены при рассмотрении дела.

Небрежное оформление материалов по делу об административном правонарушении, свидетельствует о грубом нарушении требований КоАП РФ, что недопустимо в работе должностных лиц ОП № УМВД России по г. ФИО1.

Вышеуказанные нарушения являются существенными и препятствуют полному и всестороннему рассмотрению административного дела судом, ввиду чего протокол об административном правонарушении БД № в отношении ФИО2 по ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составленный УУП ОП№ УМВД России по г. ФИО1 А.В. и приложенные к нему материалы, надлежит возвратить в ОП № УМВД России по г. ФИО1 для устранения недостатков в соответствие с ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья

Протокол об административном правонарушении БД № в отношении ФИО2 по ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составленный УУП ОП№ УМВД России по г. ФИО1 А.В. и приложенные к нему материалы возвратить ОП № УМВД России по г. ФИО1 для устранения выявленных недостатков в установленные законом сроки.

Определение судьи может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Старооскольский районный суд в течение десяти дней.

Инструкция о порядке возбуждения дела об административном правонарушении

1.1. Настоящая Инструкция о порядке возбуждения дела об административном правонарушении (далее — Инструкция) содержит указания о порядке возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования, составления протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Контрольно-счетной палаты города Магнитогорска (далее – Контрольно-счетная палата), направлении их в соответствующие органы для привлечения виновных к установленной законом ответственности.

1.2.По каждому факту административного правонарушения возбуждается одно дело об административном правонарушении.

1.3. Основными нормативными актами, регулирующими ответственность за административные правонарушения, являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закон Челябинской области от 27 мая 2010 г. № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» (далее – Закон № 584-ЗО), Положение о Контрольно-счетной палате города Магнитогорска (далее — Положение), утвержденное Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 20 сентября 2011 г. № 160, а также настоящая Инструкция.

1.4. Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

При этом в силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается уполномоченными органами. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица[1].

1.5. Привлечению к административной ответственности подлежит юридическое либо должностное лицо.

Должностное лицо привлекается к ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Юридическое лицо привлекается к ответственности в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

1.6. В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо (должностное, юридическое), совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

1.7. За нарушение закона, действующего только в момент вынесения протокола об административном правонарушении, но не действовавшего в момент совершения правонарушения, административная ответственность исключена. Аналогичным образом в силу статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении, которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

1.8. По общему правилу, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Вместе с тем статьей 4.5 КоАП РФ оговорено, что за ряд иных правонарушений, в том числе за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (статьи 15.14, 15.15, 15.1-15.15.16 КоАП РФ), постановление по данному административному правонарушению не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Сроки давности привлечения к административной ответственности и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена 5.21, 15.1, 15.14 — 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ приведены в приложении № 1.

2. Административные правонарушения, производство по которым вправе возбуждать уполномоченные должностные лица Контрольно-счетной палаты

2.1. Административные правонарушения, производство по которым вправе возбуждать уполномоченные должностные лица Контрольно-счетной палаты, предусмотрены статьями 5.21, 15.1, 15.14 — 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ, статьей 24 Закона № 584-ЗО и приведены в Приложении № 2 к настоящей Инструкции.

2.2. Производство по делу об административном правонарушении возбуждается уполномоченным должностным лицом Контрольно-счетной палаты путем составления протокола об административном правонарушении в порядке, установленном разделами 3, 4 настоящей Инструкции.

2.3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.14 — 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля вправе составлять следующие должностные лица Контрольно-счетной палаты:

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 24 Закона № 584-ЗО при осуществлении внешнего финансового контроля вправе составлять следующие должностные лица Контрольно-счетной палаты:

— начальники отделов — аудиторы;

  1. 3.Порядок действий должностных лиц Контрольно-счетной палаты при выявлении в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий признаков административных правонарушений

3.1. При установлении в ходе проверки факта административного правонарушения, инспектор-ревизор Контрольно-счетной палаты немедленно уведомляет об этом руководителя контрольного мероприятия.

3.2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается должностным лицом КСП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

3.3. Протокол об административном правонарушении (далее — протокол) составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, т.е. с момента установления должностным лицом факта административного проступка (ст. 28.5 КоАП РФ).

3.4. В случае если должностному лицу для составления протокола необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела, либо данные о физическом лице, или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28 КоАП РФ).

3.5. В случае если после выявления административного правонарушения необходимо проведение экспертизы или совершение иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование в порядке, установленном разделом 5 настоящей Инструкции.

3.6. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно заблаговременно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

3.7. Лицу, в отношении которого будет составлен протокол об административном правонарушении, направляется уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (далее – уведомление) по форме, приведенной в приложении № 3 к настоящей Инструкции. Уведомление вручается под расписку либо высылается посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте составления протокола и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Отсутствие в материалах административного дела доказательства надлежащего извещения физического лица или законного представителя юридического лица о составлении протокола влечет невозможность принятия органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, постановления о назначении административного наказания.

В тех случаях, когда нарушителем является юридическое лицо, для подписания протокола должен быть приглашен его законный представитель.

Законный представитель юридического лица — его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя подтверждаются документами (оригиналами или заверенными в установленном порядке копиями), удостоверяющими его служебное положение. Ими могут быть учредительные документы, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, приказы о назначении на должность.

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

При этом следует учитывать, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц, могут осуществляться ими через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица. [2]

3.8. Копии документов, подтверждающих полномочия представителей физических или юридических лиц (должностных лиц), приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

3.9. Неявка в срок законного представителя юридического лица не препятствует составлению протокола.

  1. 4.Порядок составления протокола

4.1. Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении № 4.

4.2. При составлении протокола должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны иметь при себе удостоверяющие их полномочия документы, которые предъявляются по требованию лица, совершившего нарушение.

4.3. Протокол о нарушении составляется в трех экземплярах под копирку либо заполненный (неподписанный) первый экземпляр размножается на ксероксе.

4.4. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица для участия в составлении протокола, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех календарных дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).

4.5. При неявке, отказе нарушителя явиться для участия в составлении протокола, об этом делается в нем отметка, указывается дата, время уведомления (вызова) нарушителя и причины, если таковые есть, отказа нарушителя.

4.6. При составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо Контрольно-счетной палаты обязано разъяснить нарушителю права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ, а именно:

а) указать на статью КоАП РФ или Закона № 584-ЗО, нарушение которой допустило должностное либо юридическое лицо;

б) отметить, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения соответствующих обязанностей;

в) предупредить о том, что продолжение неправомерного поведения, несмотря на требование должностных лиц Контрольно-счетной палаты прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность;

г) разъяснить о праве знакомиться с материалами дела (в т.ч. с поручением председателя Контрольно-счетной палаты, планом работы Контрольно-счетной палаты, запросами о предоставлении информации и т.п.), давать объяснения и представлять доказательства;

д) указать, что нарушитель имеет право пользоваться юридической помощью защитника с момента составления протокола об административном правонарушении;

е) отметить, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола и протокол будет направлен мировому судье или в орган, уполномоченный на рассмотрение административного дела.

О разъяснении правонарушителю прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая запись.

4.7. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются:

дата и место его составления,

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если таковые имеются,

место, время совершения и событие административного правонарушения,

статья КоАП РФ или Закона № 584-ЗО, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

4.8. Протокол об административном правонарушении должен быть написан четко и разборчиво. На все вопросы, содержащиеся в форме протокола, должны быть даны исчерпывающие ответы. Если бланк протокола об административном правонарушении не сможет вместить все имеющиеся сведения о нарушении и причиненном им ущербе, необходимо сделать вкладыш к протоколу или дать соответствующие сведения и расчеты в виде приложения к нему, скрепить их подписями, пронумеровать вместе с протоколом и указать, какие пункты протокола они дополняют.

Лицо, совершившее административное правонарушение, вправе изложить в протоколе об административном правонарушении объяснения и замечания по содержанию протокола, а также мотивы своего отказа от его подписания. Если объяснения нарушителя и мотивы отказа от подписания протокола не вмещаются в графу протокола, они могут быть представлены на отдельных листах, прилагаемых к протоколу, о чем должностным лицом Контрольно-счетной палаты делается отметка в соответствующих пунктах протокола.

Протокол об административном правонарушении должен содержать доказательственный материал, подтверждающий фактические сведения о событии правонарушения, времени и месте, причиненном ущербе и другие сведения, имеющие юридическое значение.

Доказательственный материал может быть представлен копиями актов, писем, приказов, платежных документов.

4.9. Каждый экземпляр протокола об административном правонарушении подписывается чернильной либо шариковой ручкой лицом, составившим его, и нарушителем, а если таковым является юридической лицо — законным представителем юридического лица, присутствующим при составлении протокола.

При отказе нарушителя от подписания протокола об административном правонарушении в протоколе делается соответствующая запись, причем такой протокол считается надлежаще оформленным.

Оригинал протокола об административном правонарушении передается в юридический отдел Контрольно-счетной палаты, один экземпляр (может быть копия) вручается нарушителю под расписку. В случае отказа нарушителя от получения экземпляра протокола, такая копия направляется нарушителю по почте заказным письмом.

4.10.Устранение нарушений после составления протокола об административном правонарушении не может служить основанием для отмены протокола должностным лицом, составившим протокол. Документы, подтверждающие устранение нарушений, прилагаются к протоколу.

  1. Порядок оформления определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования

5.1. Административное расследование проводится, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ).

5.2. В силу пункта 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.

5.3. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом Контрольно-счетной палаты в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

5.4. Административное расследование по делу ведется должностным лицом, непосредственно обнаружившим административное правонарушение.

5.5. Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий должностных лиц Контрольно-счетной палаты, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

5.6. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

5.7. Лицо, в отношении которого выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении, должно быть заблаговременно уведомлено о времени и месте составления определения. Подготовку уведомления рекомендуется производить с использованием формы, приведенной в Приложении № 5.

Уведомление вручается под расписку либо высылается посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В случае неявки физического лица (его защитника), или законного представителя юридического лица (его защитника), в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, определение о возбуждении дела об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

5.8. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении должностным лицом Контрольно-счетной палаты в обязательном порядке разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования выносится по форме согласно Приложению № 6 к настоящей Инструкции.

В определении указываются:

дата и место составления определения,

должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,

повод для возбуждения дела об административном правонарушении,

данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,

статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

5.9. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (при наличии).

5.10. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица Контрольно-счетной палаты может быть продлен решением председателя Контрольно-счетной палаты или его заместителя на срок не более одного месяца.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения по форме Приложения № 7.

В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются:

дата и место составления определения,

должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,

основания для продления срока проведения административного расследования,

срок, до которого продлено проведение административного расследования.

Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается председателем Контрольно-счетной палаты или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.

5.11. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и в порядке, установленном разделами 3, 4 настоящей Инструкции либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (Приложение № 8) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 24.5 КоАП РФ), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

9) иные предусмотренные КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

  1. Порядок направления протокола судьям, в орган или должностному лицу, уполномоченному на рассмотрение административного дела

6.1. Протокол об административном правонарушении и приложения к нему незамедлительно передаются в юридический отдел Контрольно-счетной палаты со служебной запиской должностного лица Контрольно-счетной палаты, составившего протокол. Служебная записка оформляется на имя начальника юридического отдела Контрольно-счетной палаты.

6.2. Начальник юридического отдела либо консультант:

— проверяет соответствие протокола об административном правонарушении требованиям нормативных документов, правовые основания, правильность составления протокола и наличие подтверждающих нарушение документов;

— подготавливает пакет сопроводительное письмо судье, в орган или должностному лицу, уполномоченному на рассмотрение административного дела, которое подписывает уполномоченное должностное лицо Контрольно-счетной палаты.

6.3. Подписанное уполномоченным должностным лицом сопроводительное письмо со всеми материалами не позднее трех суток со дня составления протокола об административном правонарушении направляется в суд, орган или должностному лицу, уполномоченным на рассмотрение административного дела заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения адресатом.

6.4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.14 — 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ рассматриваются судьями.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24 Закона №584-ЗО рассматривается административными комиссиями по месту совершения административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч.2 ст. 29.5 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, по которым административное правонарушение предусматривает административное наказание в виде дисквалификации должностного лица, рассматриваются судьями районных судов.

6.5. Должностным лицам Контрольно-счетной палаты следует учесть, что нарушение установленных законодательством РФ прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, может явиться основанием для постановления об отмене возбуждения дела об административном правонарушении.

6.6. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении возвращается органом, уполномоченным на рассмотрение дела на доработку.

При возвращении дела об административном правонарушении, должностное лицо Контрольно-счетной палаты, составившее протокол об административном правонарушении, обязано устранить недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

6.7. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ).

  1. Заключительные положения

7.1. Протоколы регистрируются секретарем Контрольно-счетной палаты в отдельном журнале.

7.2. Протоколы об административных правонарушениях, документы к ним, а также другая информация, поступающая в Контрольно-счетную палату по делам об административных правонарушениях, должны незамедлительно в подлиннике передаваться работниками Контрольно-счетной палаты в юридический отдел.

7.3. Копии протокола и иных процессуальных документов, составляющих дело, подшиваются в дело и хранятся в юридическом отеле.

7.4. Контроль за движением протоколов об административных правонарушениях, направленных Контрольно-счетной палатой в суд, орган или должностному лицу, уполномоченным на рассмотрение административного дела, осуществляет начальник юридического отдела.

(пункт 1.8 Инструкции)

Статья КоАП РФ и Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях»

Давность привлечения к административной ответственности

Орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий