Право на получение жилья взамен изымаемого
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
Межведомственной комиссией наш дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако никаких действий после этого орган местного самоуправления не предпринял. Должна ли соблюдаться какая то процедура (порядок действий) по выплате собственнику денежной компенсации (или предоставления взамен иного жилья) за жилое помещение в доме признанном комиссией аварийным?
Часть 10 статьи 32 ЖК РФ содержит следующие нормы права:
«признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 настоящей статьи».
В частях 1-3 статьи 32 ЖК РФ указано следующее:
«жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В частях 5-9 статьи 32 ЖК РФ содержатся следующие нормы права:
«Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи».
Таким образом, изъятию каждого жилого помещения в аварийном доме путем выкупа либо путем предоставления другого жилого помещения предшествует совершение следующих обязательных действий:
1. Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу;
2. Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок;
3. В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).
Обязательность соблюдения процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. На это обращалось внимание и в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года, где содержатся следующие разъяснения:
«Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?
Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 — 3, 5 — 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ».
Об обеспечении жилищных прав собственников выкупаемых жилых помещений рекомендуем статьи:
Выселение из аварийного дома: выкупная цена или другое жилье?
Пример заявления в суд об оспаривании бездействия, обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу путем выкупа
Право на получение жилья взамен изымаемого
Дом, в котором находится квартира, принадлежащая мне на праве собственности, признан аварийным и подлежащим сносу. Могу ли потребовать в судебном порядке предоставления мне не денежной компенсации за изымаемое жилье, а другую квартиру?
По общему правилу, за изымаемое жилье собственнику выплачивается денежная компенсация. Предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению между этим собственником и органом местного самоуправления. Суд не вправе обязать орган местного самоуправления согласиться на предоставления другого жилого помещения вместо компенсации. Об этом неоднократно высказывался и Верховный Суд РФ.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года, в ответе на вопрос № 3 приведена следующая правовая позиция:
«.. При ответе на вопрос о том, как следует применять положения ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, предусматривающей, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, необходимо руководствоваться подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение».
В подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:
«. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения)».
Пример из судебной практики
«. Д. обратилась в суд с иском к администрации г. Томска о выселении её и членов ее семьи Д. и Т. из жилого помещения по адресу: . возложении на администрацию г. Томска обязанности предоставить ей в собственность жилое помещение общей площадью не менее 35,1 кв.м., с зачетом его стоимости в выкупную цену. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником однокомнатной квартиры по адресу: . что подтверждается свидетельством о государственной peгистрации права от 20.11.1996. Согласно заключению межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда администрации г. Томска от 26.12.2007 дом по . в г. Томске признан аварийным и подлежащим сносу. Однако после принятия данного решения ситуация намного ухудшилась, квартира является крайней от узла отопления и вследствие частых аварий и подтопления стала стремительно заваливаться, осел и провалился пол, несущая балка в подполе под стеной между ванной и комнатой лопнула в двух местах, стены со стороны комнаты и коридора оседают и трескаются. В связи с этим она обратилась с заявлением, на которое ею был получен ответ о том, что текущий и капитальный ремонт дома невозможен, вопрос расселения будет решаться в рамках городской целевой программы «Переселение граждан города Томска из аварийного жилого фонда» на 2008-2011 годы, ориентировочно во 2-м этапе 2010-2011 годов. Из Департамента капитального строительства был получен ответ, что дом подлежит расселению в 2012 году. В настоящее время проживание в данной квартире является опасным для жизни, в любой момент может произойти обрушение. Считает, что имеются основания для внеочередного предоставления ей жилого помещения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Д. является собственником квартиры № 13, находящейся в доме по адресу . в г. Томске, который заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда администрации г. Томска от 26.12.2007 признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.5,6,7).
Удовлетворяя исковые требования Д. о выселении Т. Д. и Д. из занимаемого жилого помещения и возлагая на администрацию г. Томска обязанность предоставить в собственность Д. благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории МО «город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения 35,1 кв.м, с зачетом его стоимости в выкупную цену, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления г. Томска добровольно не реализовал предоставленное ему Жилищным кодексом РФ право на предъявление к собственнику Д. требования о сносе в разумный срок принадлежащего ей на праве собственности признанного непригодным для проживания жилого помещения, не произвел изъятия данного помещения путем выкупа, счел необходимым расселить жильцов аварийного дома, чем фактически признал свою обязанность по предоставлению истице другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, и что восстановление прав Д. в данном случае возможно путем предоставления ей равноценного жилого помещения на том же праве, на котором она занимает жилое помещение в доме, признанном аварийным. С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. В силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу п.1 и п.8 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение у собственника, по общему правилу, может быть изъято путем выкупа, предоставление же собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Учитывая приведенные положения норм права, суд первой инстанции должен был в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 56, ч.1 ст. 196 ГПК РФ в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела, установить, направлялось ли органом местного самоуправления собственнику жилого помещения Д. требование о сносе аварийного дома, принималось ли органом местного самоуправления решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, если собственники жилых помещений в этом доме в предоставленный им срок не выполнили требование о его сносе, а также согласны ли стороны на предоставление собственнику Д. взамен изымаемого другого жилого помещения.Из материалов дела следует, что вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, сторонами не представлены доказательства, подтверждающие направление органом местного самоуправления собственнику жилого помещения Д. требования о сносе аварийного дома по . в г. Томске и принятия данным органом решения об изъятии земельногоучастка, на котором расположен этот аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, а также согласна ли администрация г. Томска предоставить собственнику Д. взамен изымаемого другое жилое помещение.
На отсутствие согласия администрации г. Томска на предоставление Д. другого жилого помещения взамен изымаемого указывает и сам кассатор. Кроме того, как следует из письма Департамента капитального строительства администрации г. Томска от 20.10.2009 (исх.№3931) дом по адресу . в г. Томске включен в городскую долгосрочную целевую программу «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда в 2010-2012 годах», утвержденную постановлением администрации г. Томска от 23.09.2009 № 880, и подлежит расселению в 2010 году за счет средств городского бюджета (л.д.9).
В соответствии п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене (извлечение из Кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27 апреля 2010 года, Дело № 1040/2010).
Статья 32 ЖК РФ. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
3. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 настоящей статьи.
11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Комментарии к ст. 32 ЖК РФ
1. Положения комментируемой статьи базируются на правилах, сформулированных в ст. 239 ГК РФ. В этой статье Кодекса сосредоточены нормы, регламентирующие отношения, возникающие в связи с отчуждением недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится.
В ЖК РФ эти нормы, во-первых, даются «в привязке» к жилому помещению, т.е. ст. 32 регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Во-вторых, если соответствующие нормы ГК РФ весьма лаконичны, то нормы комментируемой статьи достаточно детализированы. В-третьих, ГК РФ предусматривает, что при изъятии земельного участка находящаяся на нем недвижимость выкупается государством или продается с публичных торгов. В ЖК РФ предусматривается только выкуп жилого помещения и допускается предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого (см. п. п. 8, 11 — 13 настоящего комментария).
2. Принудительно может быть выкуплено только все жилое помещение (обычно — весь дом). Теоретически мыслима ситуация, когда в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд возникает необходимость изъять (выкупить) только часть жилого помещения (часть жилого дома). Без согласия собственника жилого помещения это недопустимо. Принудить собственника в этом случае невозможно.
3. Земельный участок может находиться у собственника выкупаемого жилого помещения на различных правовых основаниях. Он может быть в его собственности, принадлежать ему на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования либо использоваться на основании договора аренды. Для применения норм комментируемой статьи правовое основание пользования земельным участком значения не имеет. Неважно, какое право на земельный участок имеется у собственника находящегося на нем жилого помещения. Важно то, что земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд и такое изъятие невозможно без прекращения права собственности на жилое помещение.
В случае возникновения спора требование об изъятии жилого помещения не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления не докажет в суде, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права на данное жилое помещение (п. 1 ст. 239 ГК).
4. Необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд базируется на неких веских основаниях. Такие основания в самом общем виде предусмотрены в ЗК РФ. В соответствии со ст. 49 данного Кодекса изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Федерации .
В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. в качестве одного из примеров того, что следует понимать под государственными или муниципальными нуждами, названа «застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений» (п. 20).
Этими указаниями даны некоторые ориентиры, позволяющие понять, что представляет собой понятие «государственные или муниципальные нужды». Важно, однако, подчеркнуть, что понятие это оценочное. Невозможно дать исчерпывающий и конкретизированный перечень таких нужд. Вопрос о том, есть ли необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, всякий раз должен решаться с учетом конкретных обстоятельств, а в случае спора — судом (см. также ст. ст. 279 — 283 ГК; ст. ст. 49, 55 ЗК).
5. Среди полномочий Российской Федерации и субъектов Федерации в области земельных отношений ЗК РФ (ст. ст. 9 — 10) называет и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, соответственно для нужд Российской Федерации и субъектов Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации решения об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, принимают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК). Решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд принимается органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 11 ЗК; п. 2 ст. 125 ГК).
Эти же органы принимают решения об изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 комментируемой статьи).
Обычно решение об изъятии земельного участка предусматривает и изъятие находящейся на этом участке недвижимости (в том числе жилых помещений), т.е. одним документом оформляется два решения.
Решение, принятое неуполномоченным органом, не имеет юридической силы.
6. Государственная регистрация решения об изъятии жилого помещения (ч. 3 комментируемой статьи) на практике производится как регистрация ограничения (обременения). Строго говоря, это несколько неточно. В силу ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под ограничениями (обременениями) понимаются установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении своих прав. Решение об изъятии жилого помещения не стесняет собственника данного жилого помещения (см. п. 9 настоящего комментария). Следовательно, оно не есть ограничение (обременение) прав собственника.
Регистрация решения производится с целью обеспечения прав третьих лиц. Как известно, государственная регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан предоставить сведения, содержащиеся в ЕГРП, о любом объекте недвижимости любому лицу. Поэтому если, предположим, собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, решил произвести отчуждение такого жилого помещения, то его приобретателю будет известно, что он получает жилье, которое вскоре будет (может быть) изъято.
Кроме того, государственная регистрация имеет целью проверку законности решения об изъятии жилого помещения. Если орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, установит, что решение об изъятии жилого помещения принято неуполномоченным органом или налицо факт нарушения порядка подготовки и принятия решения, то в регистрации должно быть отказано.
7. Письменное уведомление собственника о предстоящем изъятии принадлежащего ему жилого помещения направляется после государственной регистрации решения об изъятии жилья (в уведомлении должна быть указана дата регистрации). Конечно, и до такой регистрации собственник может быть извещен о вероятном изъятии жилого помещения, с ним могут вестись переговоры об условиях изъятия, но эти действия не имеют правового значения. Юридически значимым обстоятельством является не только факт направления компетентным органом указанного уведомления собственнику жилого помещения, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г.).
8. Требование о том, что собственник жилого помещения должен быть уведомлен о предстоящем изъятии этого помещения не позднее чем за год до изъятия, установлено для того, чтобы не допустить нарушения его прав и охраняемых законом интересов. В этот год (или больший период времени) собственник жилья может обжаловать в судебном порядке решение об изъятии жилого помещения (впрочем, он не лишается такого права и по истечении указанного срока). Собственник может определиться с тем, сколько, по его мнению, ему должно быть выплачено денег за изымаемое жилое помещение, подготовиться к переезду в другое жилое помещение (в том числе в предоставленное взамен изымаемого жилья) и т.д.
Естественно, если собственник согласен на выкуп жилого помещения или на предоставление другого жилья взамен изымаемого, то соответствующие действия могут быть совершены и до истечения годичного срока. Однако понуждение собственника (в том числе в судебном порядке) до истечения данного срока не допускается (см. также п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г.).
На первый взгляд соглашение о выкупе жилого помещения или предоставлении другого жилья взамен изымаемого в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть достигнуто и до государственной регистрации решения и письменного уведомления собственника о предстоящем изъятии жилого помещения. Как представляется, такого рода соглашения заключать не следует. Поскольку в законе императивно установлена процедура, предшествующая выкупу или предоставлению другого жилья (решение — регистрация — уведомление), то такие сделки могут быть признаны недействительными как противоречащие закону (ст. 168 ГК). Сказанное, впрочем, не означает недопустимость заключения обычного гражданско-правового договора купли-продажи или договора мены (иного договора) Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием с собственником жилого помещения.
9. Содержание ч. 5 комментируемой статьи может ввести в заблуждение.
Во-первых, в ней сказано, что собственник «с момента государственной регистрации решения об изъятии. помещения. может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. «. Но разве до регистрации решения у собственника не было названных правомочий? Или, может быть, собственник осуществлял их не по своему усмотрению?
На самом деле имеется в виду, что регистрация решения об изъятии жилого помещения не умаляет права собственника этого помещения. Он по-прежнему владеет, пользуется и распоряжается жилым помещением своей волей и в своем интересе (по своему усмотрению) (ст. ст. 1, 209 ГК; ст. 30 ЖК).
Во-вторых, предусмотрено, что собственник жилого помещения «до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. «. Создается впечатление, что достижение соглашения или принятие судом решения о выкупе прекращает право собственности на жилое помещение. Для перехода права собственности к Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию требуется еще передача жилого помещения и, кроме того, государственная регистрация перехода права собственности. Только с момента государственной регистрации прекращается право собственности лица, у которого изымается жилое помещение, и возникает право собственности на данное помещение у Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.
Таким образом, государственная регистрация решения об изъятии жилого помещения, достижение соглашения и даже принятие судом решения о выкупе жилого помещения не означают прекращения права собственности.
В-третьих, указывается, что «собственник жилого помещения. с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения. может. производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением». Но разве до регистрации собственник не вправе был нести такие затраты? Более того, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения (ст. 210 ГК; ч. 3 ст. 30 ЖК), обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним (ч. 4 ст. 30 ЖК). Поэтому и в этой части регистрация решения ничего не меняет.
И наконец, в-четвертых, устанавливается, что «собственник. до достижения соглашения или принятия судом решения. может. производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением». На самом деле собственник может и должен нести такие затраты и после наступления указанных обстоятельств.
Суть правил, сформулированных в ч. 5 комментируемой статьи, в следующем:
1) государственная регистрация решения об изъятии жилого помещения не умаляет правомочий собственника;
2) если вложения в изымаемое жилое помещение значительно увеличат стоимость данного помещения и соответствующие затраты не будут признаны необходимыми, то в компенсации таких затрат собственнику может быть отказано (они могут быть не включены в выкупную цену).
10. Выкуп жилого помещения осуществляется на условиях (о цене, сроках, времени освобождения жилого помещения и др.), предусматриваемых соглашением сторон (ч. 6 ст. 32 ЖК). Поэтому указания на то, что следует включать в выкупную цену (ч. 7 ст. 32 ЖК), в первую очередь рассчитаны на тот случай, когда согласие не достигнуто и спор стал предметом судебного разбирательства (ч. 9 ст. 32 ЖК). Одновременно с определением состава выкупной цены (п. 7 ст. 32 ЖК) собственнику изымаемого жилого помещения указывается на то, на что он имеет право (что он может требовать). В том числе и при заключении соглашения.
Соглашением может предусматриваться, что собственник жилого помещения сохраняет право пользования им до приобретения другого жилого помещения. Срок существования данного права может быть ограничен указанием определенной даты либо наступлением определенного события.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения в силу ч. 7 комментируемой статьи слагается из двух частей.
Во-первых, в нее входит рыночная стоимость жилого помещения. В случае спора стоимость жилого помещения определяется в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, может быть назначена экспертиза.
Во-вторых, в состав выкупной цены входят все убытки, которые несет (понесет в будущем) собственник жилого помещения вследствие его изъятия. К числу возможных потерь собственника жилого помещения, в частности, отнесены:
1) расходы, которые он несет в связи с изменением места проживания. Например, когда новое место жительства находится в отдалении от места работы, и потому возросла стоимость проезда к месту работы;
2) расходы на оплату пользования иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилья. Например, собственник изымаемого жилого помещения вынужден будет пользоваться жильем на основании договора коммерческого найма («снимать квартиру»). Естественно, учитываться должны разумные траты, при этом возможно установление разумного срока, в течение которого должно быть приобретено другое жилое помещение;
3) расходы, связанные с переездом, например оплата транспортных услуг, услуг по погрузке и выгрузке вещей и т.п.;
4) расходы, которые несет собственник изымаемого жилого помещения в связи с поиском другого жилого помещения для проживания, в том числе для приобретения его в собственность, например оплата риелторских услуг. Понятно, что и здесь будут учитываться только разумно понесенные затраты;
5) расходы, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение, например суммы, необходимые для оплаты нотариального удостоверения договора купли-продажи жилого помещения и государственной регистрации такого договора;
6) потери, которые несет собственник изымаемого жилого помещения вследствие досрочного прекращения своих обязательств перед третьими лицами. Например, собственник сдавал жилое помещение внаем и в силу договора обязался оплатить нанимателю расходы по переезду в случае досрочного прекращения договора. Но в первую очередь имеются в виду суммы, которые собственник получил бы в виде платы за наем, если бы вследствие изъятия жилого помещения договор найма не прекратился (упущенная выгода).
11. В ч. 8 комментируемой статьи предусматривается, что предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого возможно по соглашению сторон. Это означает, что о предоставлении другого жилья стороны могут только договариваться. Орган, принявший решение об изъятии жилого помещения, не может принудительно, в том числе в судебном порядке, переселить собственника изымаемого жилья в другое жилое помещение. Но и собственник изымаемого жилого помещения не может требовать предоставления ему другого жилья. У него есть лишь право на получение выкупной цены.
В данном случае, судя по формулировкам, содержащимся в ч. 8 комментируемой статьи, речь идет о передаче в собственность жилого помещения лицу, у которого изымается жилье. Однако нельзя исключать и предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилья на иных правовых основаниях. Если, например, собственник изымаемого жилого помещения относится к категории граждан, которые в соответствии с законодательством нуждаются в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг, то по желанию такого собственника ему может быть предоставлено жилое помещение в доме социального обслуживания населения (см. ст. 96 ЖК и комментарий к ней).
12. Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику изымаемого жилья выплачивается разница между стоимостью старого и нового жилья.
Если стоимость нового жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилья, то соглашением сторон может быть предусмотрена выплата собственником изымаемого жилого помещения соответствующей разницы (в законе на этот счет нет никаких указаний) (см. также п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г.).
13. Учитывая предшествующую практику, социально-экономические реалии, менталитет и пр., можно прогнозировать, что более или менее длительное время предоставление другого жилья взамен изымаемого жилого помещения будет иметь более широкое распространение, нежели выплата выкупной цены. Хотя закон (ст. 239 ГК; ст. 32 ЖК) предусматривает как раз выплату выкупной цены собственнику изымаемого жилого помещения, а предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого допускается лишь как факультативное последствие изъятия жилого помещения, возможное только по соглашению сторон (см. также п. 8 настоящего комментария).
14. Споры, возникающие по поводу изъятия жилого помещения, определения выкупной цены и иных условий выкупа, подведомственны суду. Причем в суд может обратиться не только орган государственной власти или орган местного самоуправления (как это указано в ч. 9 комментируемой статьи), но и собственник изымаемого жилого помещения.
В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. предусмотрено, что при рассмотрении таких споров к участию в деле должен быть привлечен прокурор, кроме того, разъяснено, что если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства. Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (п. 20).
15. Установление срока (два года), в течение которого орган государственной власти или орган местного самоуправления может предъявить иск о выкупе жилого помещения, призвано внести правовую определенность. Если бы не было такого указания, собственник жилого помещения неизвестно сколь продолжительный период времени был бы «не уверен в завтрашнем дне».
16. В ч. 10 комментируемой статьи содержится достаточно разумное правило, хотя форма его подачи оставляет желать лучшего.
Рассматривая содержание ч. 10, можно констатировать следующее.
Во-первых, Правительство РФ устанавливает порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (см. п. п. 5 — 11 комментария к ст. 15 ЖК).
Во-вторых, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предъявляет собственникам помещений в этом доме требование о сносе дома и устанавливает срок, в течение которого дом следует снести. Срок должен быть разумным.
В-третьих, если данное требование не будет выполнено (дом не снесен), земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд. Как следствие, подлежат изъятию помещения этого дома.
Понятно, что в данном случае о муниципальных нуждах говорится совершенно в ином значении, нежели в ч. 1 комментируемой статьи (см. п. 4 настоящего комментария). Более того, в этом случае у муниципального образования вообще нет интереса (потребности) в изъятии земельного участка (нет здесь никаких муниципальных нужд в изъятии земельного участка). Интерес муниципального образования состоит в том, чтобы не было аварийного дома.
Практически речь идет о том, что на отношения, возникающие в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу, распространяются нормы, регулирующие отношения по поводу изъятия жилого помещения вследствие изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (кроме правила, установленного в ч. 4 настоящей статьи). Более всего такой прием юридической техники напоминает аналогию закона (предусматриваемую самим законом). (К сожалению, в данном случае этот прием использован не лучшим образом.)
17. Думается, правило, предусмотренное в ч. 10 комментируемой статьи, будет работать следующим образом.
Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, является особо ценным, то собственники помещений в таком доме снесут его с тем, чтобы здесь же построить другой дом или продать земельный участок и на вырученные деньги приобрести другие жилые помещения.
Возможна также продажа жилых помещений такого жилого дома (вместе с земельным участком).
Если же земельный участок не представляет собой особой ценности, то собственники жилых помещений будут ждать, когда будет принято решение об изъятии земельного участка будто бы для муниципальных нужд и соответственно решение об изъятии жилых помещений. Правда, если земельный участок не очень привлекателен с коммерческой точки зрения, то орган местного самоуправления не будет спешить с принятием решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
18. В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. разъяснено следующее: Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 22).
19. Части 11 и 12 комментируемой статьи введены ФЗ от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498.
Этим же Законом в ГрК РФ были включены ст. 46.1 «Развитие застроенных территорий», 46.2 «Договор о развитии застроенной территории», 46.3 «Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории».
В силу ст. 46.1 решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии — утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры). Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
Суть правил, содержащихся в ч. ч. 11, 12 комментируемой статьи, сводится к следующему:
1) многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с законодательством РФ (так же, как в ситуации, изложенной в ч. 10 комментируемой статьи);
2) в отношении территории, на которой расположен указанный многоквартирный дом, принимается решение о развитии застроенной территории (ст. 46.1 ГрК). Соответствующее решение может быть принято как до признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, так и после такого признания;
3) орган, принявший решение о признании дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений требование о сносе или реконструкции дома (в ч. 10 комментируемой статьи говорится о том, что признание дома аварийным является основанием для предъявления требования о сносе или реконструкции, т.е. требование может быть заявлено, а может быть и не заявлено (см. п. 17 настоящего комментария);
4) одновременно должен быть установлен срок подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию дома. Этот срок должен составлять минимум шесть месяцев (по правилам ч. 10 заявляется требование о сносе или реконструкции дома в разумный срок);
5) если в установленный срок такое заявление не подано, то действуют общие правила об изъятии жилых помещений, предусмотренные ч. 10 комментируемой статьи (которые, в свою очередь, отсылают к ч. ч. 1 — 3, 5 — 9);
6) с согласия собственника жилого помещения изъятие помещения возможно до истечения установленного срока.