Статья 89 ЖК РФ. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
Жилищный кодекс > Раздел III ЖК РФ. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА > Глава 8 ЖК РФ. СОЦИАЛЬНЫЙ НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ > Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
3. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Комментарии к ст. 89 ЖК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи называет основные требования, предъявляемые к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, при выселении граждан.
2. Помещение, предоставляемое гражданам в связи с их выселением в случаях, предусмотренных ст. ст. 86 — 88 ЖК РФ, должно быть:
во-первых, благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;
во-вторых, пригодным для проживания;
в-третьих, находиться в черте данного населенного пункта;
в-четвертых, равным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
При определении размера конкретного жилого помещения, предоставляемого выселяемым гражданам в качестве благоустроенного, следует исходить из следующего. Жилищный кодекс РФ ориентирует правоприменителя на то, что размер предоставляемого жилья должен быть равным по размеру жилому помещению, из которого граждане выселяются. Это обусловлено тем, что в данном случае имеет место не предоставление жилого помещения в порядке очередности исходя из времени постановки на учет, а замена жилого помещения. В случае сноса дома или проведения капитального ремонта, в результате которого жилое помещение не сохранится в первоначальном виде, орган государственной власти, орган местного самоуправления или наймодатель предоставляют взамен занимаемого жилого помещения другое, равное по площади. Граждане, которым предоставлено другое жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, если не отпали основания для их состояния на учете (см. комментарий к ст. ст. 51 и 56 ЖК). Например, гражданин состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по основаниям проживания в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в то время как размер жилого помещения соответствовал норме предоставления. В случае предоставления ему благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и равного по размеру ранее занимаемому, у данного гражданина отпали основания состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Но если площадь занимаемого жилого помещения была менее нормы предоставления, то при предоставлении ему равного по площади жилья он останется состоять на учете до предоставления ему жилого помещения по норме предоставления в порядке очередности.
Нанимателю должно быть предоставлено жилое помещение, состоящее из того же количества комнат, что и ранее занимаемое; если ранее занимаемое жилье было квартирой, то нанимателю должна быть предоставлена соответствующая квартира.
3. В случае отказа от переселения в предлагаемое нанимателю и членам его семьи помещение вопрос о принудительном выселении решается в судебном порядке. Жилое помещение, в которое выселяют нанимателя, должно быть указано в решении суда.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Саратовской области
Защита и восстановление нарушенных прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье в силу их социально-экономической значимости приобрели особую остроту. В нашем регионе данная проблема актуальна для многих населенных пунктов.
Как переселиться из непригодного жилья, куда и в каком порядке обращаться, какие меры предпринимают прокуроры в целях защиты жилищных прав граждан – на эти и другие актуальные вопросы отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере Алена Владимировна Воеводина.
1. Каково положение дел с переселением из аварийного жилья в регионе?
В Саратовской области расположено 1,5 тыс. авариных домов, в которых проживают более 2 тысяч граждан.
На данную проблему обратили внимание федеральные органы власти, выделены бюджетные средства, благодаря чему планируется переселить 371 дом, признанные аварийными до 01.01.2017, с 01.04.2019 утверждена соответствующая областная программа, которая действует в г. Саратове, г. Балашове, г. Балаково, г. Вольске, г. Пугачеве, Краснокутском, Саратовском и Советском районах.
Учитывая, что только по г. Саратову после 01.01.2017 признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции более 500 многоквартирных домов, Саратовской областью взяты на себя обязательства по досрочному завершению в 2021 году действующей программы переселения, о чем 07.06.2019 в рамках Петербургского экономического форума региональным Правительством с ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» подписано соглашение.
С 2022 года планируется утверждение областной программы, предусматривающей расселение домов, призванных аварийными после 01.01.2017.
2. Что делать гражданину, который считает, что его дом не пригоден для проживания, представляет угрозу для жильцов и должен быть снесен, то куда и в каком порядке ему следует обращаться?
Процедура признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции носит заявительный характер. Поэтому собственникам либо нанимателям жилых помещений необходимо обратиться с заявлением в межведомственную комиссию органа государственной власти или местного самоуправления по месту нахождения дома, приложив к нему необходимые документы, такие как: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Комиссия должна рассмотреть заявление в течение 30 дней с момента регистрации. По результатам его рассмотрения может быть принято одно из следующих решение: помещения соответствуют установленным требованиям; выявлены основания для проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания либо признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу; об отсутствии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании заключения уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в течение 30 дней принимает решение о дальнейшем использовании помещения.
3. А если квартира в собственности? Каков порядок в данном случае?
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, обязан выплатить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, выкупную цену изымаемого жилого помещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
4. С собственниками понятно. А как расселяются из аварийного жилья граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам?
Эти вопросы также регулирует Жилищный кодекс. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, которые признаны таковыми органом местного самоуправления.
Статьей 85 ЖК РФ определено, что одно из оснований предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является признание занимаемого жилого помещения непригодным для проживания либо признание дома, в котором находится жилое помещение, подлежащим сносу.
В случае если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
При этом вновь предоставляемое жилое помещение должно соответствовать предъявляемым требованиям. В частности, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
5. А вот вопрос от телезрителя, который проживает в Заводском районе г. Саратова, а администрация города Саратова предлагает ему для переселения квартиру в Ленинском районе. Его это не устраивает. Правомерно ли переселение из одного района города в другой?
Как отмечено выше, законодательством определено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Важно понимать, что предоставление жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер и должно гарантировать условия проживания не хуже прежних. Новые квартиры должны быть не меньше сносимых по количеству комнат и размеру общей жилой площади.
Таким образом, предоставляемое по договору социального найма жилое помещение, соответствующее тем условиям, о которых я сказала, но расположенное в другом районе г. Саратова, отвечает требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку обе квартиры расположены на территории одного муниципального образования.
6. Какую работу ведут прокуроры по защите жилищных прав граждан, проживающих в непригодном жилье? Могут ли люди обратиться в прокуратуру, если их права нарушены?
Надзор за соблюдением жилищных прав граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры области. В текущем году прокурорами принимались меры реагирования, направленные на понуждение муниципалитетов инициировать процедуру признания домов аварийными, установить сроки расселения и сноса аварийного дома, сформировать земельный участок под аварийным домом, предоставить иное жилье взамен аварийного, организовать меры по сносу расселенного аварийного фонда.
В регионе остро стоит вопрос с расселением аварийных домов, не вошедших в областную программу.
Итоги проверок межгоррайпрокуроров показывают, что такие сроки органами местного самоуправления повсеместно нарушаются.
К примеру, администрацией муниципального образования «Город Саратов» определены мероприятия по отселению жильцов из аварийного дома № 220 по ул. Новоузенской в г. Саратове, а также формированию земельного участка: отселение произвести до 12.06.2019, снос – 16.12.2019. До настоящего времени дом не расселен и не снесен, земельный участок не сформирован.
По иску прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова 30.03.2021 судом этого же района бездействие муниципалитета признано незаконным, возложена обязанность исполнить пункты распоряжения.
В целях обеспечения безопасности граждан, проживающих в аварийных домах, необходимо принимать меры, направленные на предотвращение дальнейшего разрушения дома.
В ходе рассмотрения представления прокуратуры г. Саратова в доме № 11/11 по ул. Пономарева в г. Саратове, признанном аварийным в 2018 году и не включенном в действующую программу переселения, организовано проведение противоаварийных мероприятий в целях укрепления несущих конструкций здания, установлена система предупреждения их обрушения – аварийные маячки.
В Петровском районе сроки расселения и сноса признанного аварийным в декабре 2020 года многоквартирного дома № 16 по ул. Светличной в п. Пригородный вовсе не определены, что потребовало вмешательства Петровской межрайонной прокуратуры, на противоречащий законодательству нормативный акт принесен протест.
Вопрос своевременного признания в установленном порядке ветхих домов аварийными имеет существенное значение не только из-за того, что такие здания грозят обрушением, последствием бездействия может явиться их невключение в программы переселения и, как следствие, затягивание сроков обеспечения граждан жильем надлежащего качества.
В данном направлении муниципалитеты по-прежнему бездействуют.
Так, несмотря на наличие признаков аварийности и доли муниципальной собственности в доме № 3 по ул. Привокзальной в г. Балаково, администрация Балаковского района с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию не обращалась. Прокурором города внесено представление.
Прокуратурой Заводского района г. Саратова вскрыты факты затягивания принятия окончательного решения в отношении 11 домов, заседания межведомственной комиссии по которым отложены ввиду непредоставления заявителем документов, которые могут быть запрошены в рамках межведомственного взаимодействия. Отказ оспорен в суд, требования прокуратуры признаны законными.
Зачастую муниципалитеты аргументируют свое бездействие по обследованию ветхих домов отсутствием финансирования.
Вместе с тем администрации Фрунзенского района г. Саратова в текущем году выделены денежные средства в размере 300 тыс. рублей на мероприятия по обследованию жилищного фонда района на предмет аварийности. Несмотря на неудовлетворительное техническое состояние домов, расположенных на пр-те Кирова, улицах Яблочкова, М. Горького, Рабочей и иных в г. Саратове, их обследование на момент проверки не проводилось. По указанному факту внесено представление. Нарушения устранены.
За защитой нарушенных жилищных прав граждане вправе обратиться в органы прокуратуры. Обращение возможно направить по почте, в электронной форме либо обратиться на личный прием.
Статья 134 ЖК РФ. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома
В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 настоящего Кодекса соответственно для членов жилищного кооператива, выплативших пай и не выплативших пая.
Комментарии к ст. 134 ЖК РФ
1. Общее правило по поводу отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится, содержится в ст. 239 ГК РФ. В соответствии с ним в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество (в нашем случае — кооперативный дом), находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством.
2. Требование об изъятии земельного участка, на котором расположен кооперативный дом, не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данный многоквартирный дом.
Если все-таки изъятие будет подтверждено, в такой ситуации, полагаем, возможны разные варианты решения возникшей проблемы.
Первый — это договор купли-продажи жилого дома между государственным органом или органом местного самоуправления и кооперативом. При этом решение о продаже дома и распределении его цены между членами кооператива должно приниматься общим собранием единогласно.
Второй — государственный орган или орган местного самоуправления передает в собственность членов кооператива равноценный дом. При этом равноценность должна быть соблюдена и применительно к жилым помещениям, занимаемым членами кооператива; если последнее невозможно, то должна быть предоставлена соответствующая денежная компенсация.
И третий — государственный орган или орган местного самоуправления должен договориться с каждым членом кооператива о предоставлении им жилых помещений (возможны разные основания пользования: право собственности, членство в другом кооперативе, социальный наем и т.д.).
3. Об изъятиях жилых помещений в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд см. ст. 32 ЖК РФ и комментарий к ней.