Прекращение выплаты пенсии по инвалидности из за справки мсэ

Приостановление, прекращение и возобновление выплаты пенсии

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
  • истечения срока признания лица инвалидом;
  • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
  • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..

В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

Решение № 2-617/2020 2-617/2020~М-588/2020 М-588/2020 от 27 ноября 2020 г. по делу № 2-617/2020

Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Говорова А.В.,

при секретаре Якименко И.И.,

с участием истца Подхапова Н.Г.,

представителя истца Ермаковой И.А.,

представителей ответчика ГУ – УПФР в Острогожском районе Воронежской области Бабусенко Т.В., Бакулина Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Подхапова Николая Геннадиевича к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Острогожском районе Воронежской области об оспаривании решения о назначении пенсии

Подхапов Н.Г. обратился в суд с иском указав в качестве основания своих требований, что до 21 сентября 2018 года он проживал на территории Республики Казахстан. Затем он изменил место жительства и с 11 апреля 2019 года зарегистрирован и проживает в . В апреле 2019 года он обратился в ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Острогожском районе Воронежской области с заявлением о назначении пенсии по инвалидности т.к. является инвалидом с детства. При этом Пенсионный фонд не принял справку об инвалидности от 03 апреля 1991 г., выданную на территории Казахской ССР и потребовал пройти медико – социальную экспертизу на территории России. 16 апреля 2019 г. истцу была определена вторая группа инвалидности, как инвалиду с детства бессрочно, а 14 июня 2019 назначена пенсия по инвалидности с 01 мая 2019.

Истец полагает, что в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения и письмом Минсоцзащиты России от 31 января 1994 г. № 1-369-18 пенсия должна быть назначена с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России.

Истец просил признать незаконным отказ ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Острогожском районе Воронежской области в назначении пенсии за период 6 месяцев до регистрации по месту жительства на территории России, взыскать с ответчика сумму пенсии за указанный период с учетом ежемесячной денежной выплаты в размере 72 887 рублей 58 копеек.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным отказ Пенсионного фонда в назначении и выплате пенсии по инвалидности за период 6 месяцев до регистрации по месту жительства на территории России, обязать ответчика назначить пенсию по инвалидности с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что справка об инвалидности, выданная на территории Казахской ССР не могла быть принята в качестве документа, подтверждающего право на пенсию, поскольку Российская Федерация не имеет международных договоров о взаимном признании граждан инвалидами, при этом национальное законодательство иностранных государств может предусматривать иной порядок признания граждан инвалидами. Кроме того, представитель ответчика указал, что справка об инвалидности не могла быть принята к рассмотрению т.к. выдана на территории бывшей республики Союза Советских Социалистических Республик, датой распада которого ответчик считает 01 января 1991 года. Представитель ответчика также ссылался на несоответствие написания отчества Подхапова Н.Г. в справке об инвалидности, документам, удостоверяющим личность, а также что пенсия не может быть установлена ранее возникновения соответствующего права.

Представитель третьего лица – БУЗ ВО «Острогожская РБ» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 28 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006), государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение в случае инвалидности.

Согласно ч. 1 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992) предусматривает, что при переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Статья 11 данного Соглашения предусматривает, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации.

В развитие положений указанного международного договора Минсоцзащиты России издано письмо от 31.01.1994 N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Россию из государств, ранее входивших в состав СССР», в котором установлено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств — участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 г., регистрационный № 497, официально опубликован в газете «Российские вести» 1 марта 1994 г.

В соответствии со ст. 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социального обеспечения.

Согласно пп. 1, 4, 6 Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 167, таким органом являлось Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляло руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, организацию и методическое обеспечение работы по назначению и выплате пенсий, контроль по вопросам, связанным с применением законодательства в сфере пенсионного обеспечения, и оказывало организационно-методическую помощь органам социальной защиты населения.

Таким образом, указанное письмо отвечает всем признакам нормативного правового акта, принято уполномоченным органом с соблюдением действовавшего на момент принятия порядка и подлежит применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», дети-инвалиды постоянно проживающие в Российской Федерации имеют право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 12 указанного закона, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

При этом ч.2 ст.1 Федерального закона № 166 – ФЗ установленоЮ что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Аналогичное правило предусомтрено ст. 3 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что Подхапов Н.Г. является инвалидом с детства 2 группы бессрочно, о чем 03 апреля 1991 г. врачебно-трудовой экспертной комиссией на территории Казахской ССР выдана справка ТР № 026944. 16 апреля 2019 инвалидность с детства 2 группы установлена бюро МСЭ № 25 ФКУ ГБ МСЭ по Воронежской области Минтруда России о чем выдана справка МСЭ-2017 № 0639862.

Как следует из письма Отдела Осакаровского района по социальному обеспечению филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Карагандинской области Республики Казахстан, по 31 августа 2018 г. включительно Подхапов Н.Г. являлся получателем пособия по инвалидности на территории республики.

Из материалов пенсионного дела Подхапова Н.Г., обозревавшегося в судебном заседании, следует, что он являлся получателем пенсии по инвалидности в связи с инвалидностью с детства второй группы, о чем свидетельствуют решения уполномоченных органов Казахской ССР, а в дальнейшем Республики Казахстан о назначении и индексации выплат.

Так, в частности протоколом комиссии по назначению пенсий при исполкоме Осакаровского райсобеса Карагандинской области № 171 от 15 мая 1985 г. Подхапову Н.Г. назначена пенсия по инвалидности, которая впоследствии индексировались.

11 апреля 2019 г. Подхапов Н.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: .

22 мая 2019 г. Подхапов Н.Г. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области с заявлением о назначении пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты.

Решением № 190000009543/350476/19 от 30.05.2019 Подхапову Н.Г. назначена социальная пенсия по инвалидности с 01 мая 2019 г. бессрочно. Решением № 190000007457/331959/19 от 20 мая 2019 г. назначена ежемесячная денежная выплата с 15.05.2019 бессрочно.

Проанализировав представленные доказательства и подлежащее применению в данном деле законодательство, суд приходит к выводу о том, что пенсионным органом неверно определен момент возникновения права на пенсию.

Общеизвестным фактом является, что завершающим этапом распада СССР стали решения о государственной независимости республик, т.е. об их выходе из состава союзного государства. Однако, этот процесс происходил не одномоментно.

Так, в частности Казахстан принял решение о выходе из состава СССР 16 декабря 1991 г. Указанная дата официально считается днем образования независимой государственности.

Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств» подписано 08 декабря 1991 г. и вступило в силу для России с 12 декабря 1991 года, для Казахстана с 23 декабря 1991 года.

Таким образом, справка, подтверждающая инвалидность, и следовательно право на пенсию от 03 апреля 1991 г. выдана на территории Казахстана, который на тот момент являлся частью единого государства – СССР, в соответствии с действовавшими правилами.

Следовательно, отказ пенсионного органа принять указанный документ в качестве основания для назначения пенсии прямо противоречит как фактическим обстоятельствам, так и норме международного договора в сфере пенсионного обеспечения, устанавливающей конкретную дату, определяющую условия признания документов — до 1 декабря 1991 г.

Ошибка в написании отчества Подхапова Н.Г. в справке об инвалидности («Геннадьевич») в данном случае не может являться основанием для отказа в пенсионном обеспечении, поскольку в русской лексикологии допустимы обе формы написания отчества.

Кроме того, в материалах пенсионного дела имеется выписка из паспорта Подхапова Н.Г., выданного ОВД Осакаровского райисполкома Карагандинской области и предъявленного при первичном назначении пенсии. Согласно данной выписке отчество указано как «Геннадиевич». При этом в протоколе заседания комиссии по назначению пенсии от 15 мая 1985 г. указан иной вариант написания отчества (через мягкий знак). В свидетельстве о присвоении социального индивидуального кода, выданного уполномоченным органом Республики Казахстан, указаны оба варианта написания отчества. При назначении ежемесячной компенсации, и индексации выплат в документах уполномоченных органов Республики Казахстан использован вариант написания отчества «Геннадиевич». Подлинник справки об инвалидности от 03 апреля 1991 г. находится в материалах пенсионного дела.

Таким образом, факт принадлежности справки об инвалидности достоверно установлен судом и не вызывает сомнений.

Кроме того, инвалидность с детства подтверждена заключением медико-социальной экспертизы, проведенной уполномоченным органом Российской Федерации, что свидетельствует о наличии у Подхапова Н.Г. соответствующего статуса на момент выдачи справки 03 апреля 1991 г.

Как следует из письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 право на пенсионное обеспечение по новому месту жительства у лица изменившего это место в пределах территории государств – участников Соглашения возникает с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по новому месту проживания, при этом данное право не зависит ни от времени приобретения гражданства, ни от времени обращения за пенсией (пример 3, изложенный в письме).

С учетом того, что выплата пенсии Подхапову Н.Г. по прежнему месту жительства прекращена 31 августа 2018 г., а по месту жительства на территории России он зарегистрирован в апреле 2019 года, право на пенсию возникло 01 октября 2018 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Острогожском районе Воронежской области от 30 мая 2019 года № 190000009543/350476/19 о назначении Подхапову Николаю Геннадиевичу социальной пенсии по инвалидности незаконным в части даты установления пенсии.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Острогожском районе Воронежской области назначить Подхапову Николаю Геннадиевичу социальную пенсию по инвалидности с 01 октября 2018 года.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

О порядке выплаты пенсии по инвалидности за прошлое время в случае пропуска инвалидом срока переосвидетельствования в органах медико-социальной экспертизы.

Порядок назначения и выплаты пенсий по инвалидности осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства, действующего с 1 января 2002 года.

Гражданин, признанный инвалидом, с установлением ему одной из трех степеней (I, II, III) ограничения способности к трудовой деятельности, имеет право на установление пенсии по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается при наличии у застрахованного лица страхового стажа. Вместе с тем для определения права на трудовую пенсию по инвалидности продолжительность указанного стажа значения не имеет. Следовательно, достаточно одного дня такого стажа, подтвержденного в установленном порядке. При полном отсутствии страхового стажа назначается социальная пенсия.

Здесь необходимо сделать акцент на сроки назначения трудовой и социальной пенсий.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за ней последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня. Социальная пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Пример. Инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности установлена 1 сентября 2007 года, гражданин обратился за назначением трудовой пенсии 4 марта 2008, пенсия ему будет назначена с 1 сентября 2007 года. Если он обратится за социальной пенсией (страховой стаж отсутствует), то пенсия ему будет установлена с 1 марта 2008 года.

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующий момент. Граждане, которым установлена инвалидность, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). В отличие от сроков назначения пенсий ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права, например, если 4 июня 2008 года гражданин одновременно обратился за пенсией и ЕДВ, то последняя будет назначена с 4 июня 2008 года.

Период инвалидности, дата и причина инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности определяются на основании выписки из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы.

Если группа инвалидности установлена без ограничения способности к трудовой деятельности, то правовых оснований для назначения пенсии не имеется.

Согласно Положению о признании лица инвалидом инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.

Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в трехдневный срок со дня принятия решения.

В случае неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы и не поступления из этого учреждения выписки из акта очередного освидетельствования выплата пенсии приостанавливается.

Законодательством установлено, что при неявке инвалида на переосвидетельствование выплата пенсии приостанавливается на три месяца, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, до которого установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании.

Если в течение трех месяцев гражданин проходит переосвидетельствование, то выплата пенсии ему возобновляется.

Сроки возобновления выплаты трудовой пенсии по инвалидности определяются в зависимости от:

— времени, прошедшего после приостановления выплаты трудовой пенсии по инвалидности;

— причин, по которым был пропущен срок очередного переосвидетельствования.

По общему правилу в случае приостановления выплаты из-за неявки инвалида на очередное переосвидетельствование выплата трудовой пенсии может быть возобновлена со дня, когда лицо вновь признается инвалидом.

В том случае, когда срок переосвидетельствования пропущен по уважительной причине и инвалидность устанавливается за прошлое время, то пенсия по инвалидности должна быть выплачена за все прошлое время, указанное в выписке из акта освидетельствования, т.е. за время, приходящееся на период приостановления выплаты этой пенсии.

Уважительность причин пропуска срока переосвидетельствования определяется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Пример 1. Гражданину установлена инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности II степени до 1 февраля 2007 года. В связи с неявкой гражданина в назначенный срок на переосвидетельствование выплата пенсии по инвалидности приостановлена с 1 февраля 2007 года.

Переосвидетельствование гражданина проведено в мае 2007 года. Выписка из акта освидетельствования поступила в территориальный орган ПФР 20 мая 2007 года, согласно которой гражданину установлена инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности III степени с 16 мая 2007 года на срок до 1 февраля 2008 года. При этом причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время с 1 февраля 2007 года по 15 мая 2007 года признана уважительной. За указанный период (т.е. с 1 февраля 2007 года по 15 мая 2007 года) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы установлена инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности. Выплата пенсии по инвалидности возобновляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ со дня признания гражданина вновь инвалидом с ограничением способности к трудовой деятельности III степени, т.е. с 16 мая 2007 года. При этом суммы пенсии выплачиваются за прошедшее время с 1 февраля по 15 мая 2007 года по прежней (второй) степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Пример 2. Гражданину установлена инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности I степени до 1 марта 2007 года. В связи с неявкой его в назначенный срок на переосвидетельствование выплата установленной ему социальной пенсии приостановлена с 1 марта 2007 года. Согласно очередной выписке из акта освидетельствования, поступившей в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, гражданину установлена инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности I степени с 27 мая 2007 года. Причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время с 1 марта 2007 года по 26 мая 2007 года признана неуважительной, и инвалидность за указанное время не установлена. В этом случае возобновление выплаты пенсии производится с 27 мая 2007 года, т.е. со дня признания гражданина вновь инвалидом с ограничением способности к трудовой деятельности. Учитывая, что причина пропуска срока переосвидетельствования не признана уважительной и инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности за период с 1 марта по 25 мая 2007 года федеральным учреждением медико-социальной экспертизы не установлена, то оснований для выплаты пенсии за указанный период не имеется.

Более подробную консультацию по всем вопросам можно получить в территориальном органе, осуществляющем пенсионное обеспечение по месту жительства. Для жителей г. Магадана – в управлении ПФР по ул. Горького, 20А. Прием граждан осуществляется ежедневно в порядке очередности или по предварительной записи по телефону 62-90-19.

Заинтересованных читателей рубрики «Высшая пенсионная школа» просим вносить свои замечания и предложения по тематике занятий, способу изложения материала, обратившись в группу по работе с обращениями граждан отделения Пенсионного фонда письменно (ул. Горького, 20-а, каб. № 307) или по телефонам 698-093 и 698-094.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий