СЗЗ как зоны с особыми условиями использования территорий: очередные изменения
Федеральный закон № 455-ФЗ[1], опубликованный в конце 2019 г., вышел настолько запутанным, что не все сразу поняли его важный для экологов смысл. А именно то, что данный НПА имеет прямое отношение к проектированию санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ). Дело в том, что Федеральный закон № 455-ФЗ внес изменения в Федеральный закон № 342-ФЗ[2], который, в свою очередь, скорректировал процедуру установления СЗЗ как зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ).
Действующий порядок
В настоящее время проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями:
• Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила, Постановление № 222);
• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);
• Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ признана ЗОУИТ, а порядок установления таких зон определен ГрК РФ.
Согласно Правилам после разработки проект СЗЗ должен пройти экспертизу в уполномоченных органах и получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам[3].
В случае если объект, для которого разработан и утвержден проект СЗЗ, находится на территории действующего промышленного узла аналогичного вида хозяйственной деятельности, необходимо провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта.
Для получения решения об установлении СЗЗ правообладатель земельного участка представляет в Роспотребнадзор следующие документы:
• заявление об установлении СЗЗ;
• экспертное заключение на проект СЗЗ;
• санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ;
• результаты измерений концентраций загрязняющих веществ и уровней физического и иных видов воздействия за контуром объекта (если объект действующий);
• файлы в xml-формате, содержащие текстовое и графическое описание границ СЗЗ;
• материалы оценки риска для здоровья населения (при необходимости).
Что изменилось?
Сравним старую и новую редакции Федерального закона № 342-ФЗ и попробуем выяснить, что изменилось в вопросе установления СЗЗ.
Федеральный закон № 455-ФЗ вносит поправки в ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ.
Изменения, касающиеся СЗЗ как ЗОУИТ, начинаются с п. 13 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, который в действующей редакции предусматривает следующее:
• с 01.01.2022 (в предыдущей редакции — 01.01.2020) ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют;
• собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 01.10.2021 (в предыдущей редакции — 01.10.2019) обязаны обратиться в уполномоченные органы с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением документов, предусмотренных Положением о СЗЗ;
• органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, вправе обратиться в уполномоченные органы с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением необходимых документов;
• до дня установления СЗЗ возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ (04.08.2018) ориентировочной, расчетной (предварительной) СЗЗ, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Как видим, границы СЗЗ, определенные по старым требованиям закона, — так называемые ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ — теперь действуют до начала 2022 г.
22 мая в 12:00 МСК состоится вебинар на тему « Разработка проекта СЗЗ с учетом последних изменений законодательства » .
Программа вебинара:
• Какие исходные данные потребуются?
• Как разработать картографическую основу (оценка существующей и перспективной градостроительной ситуации)?
• Что учесть при оформлении разделов проекта СЗЗ (расчет рассеивания, оценка физического воздействия, оценка рисков)?
• Как описать местоположение границ СЗЗ?
• Как составить программу исследования (измерения) атмосферного воздуха?
• Чем заканчивается установление СЗЗ (согласование проекта, получение решения, постановка СЗЗ на кадастровый учет)?
Напомним, что незадолго до 01.10.2019 предприятия, имеющие только санитарно-эпидемиологические заключения на проекты СЗЗ, получили письма Роспотребнадзора о необходимости срочно внести сведения о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Для этого многим предприятиям пришлось разработать проекты СЗЗ заново (при несоответствии проектов новым требованиям законодательства либо по иным причинам), получить новые санитарно-эпидемиологические заключения на основе платной экспертизы и оплатить услуги кадастровых инженеров для составления специального документа в электронном виде с описанием границ СЗЗ. Все это — долгий и дорогостоящий процесс, поэтому далеко не все успели осуществить его до 01.10.2019. Именно по этой причине срок завершения процедуры установления (прекращения существования) СЗЗ отодвинули на 2 года.
Особое внимание — строящимся объектам
Значительно изменен п. 16 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, также в ст. 26 введены пп. 16.1 и 16.2:
Федеральный закон № 342-ФЗ
(в предыдущей редакции)
Федеральный закон № 342-ФЗ
(в настоящей редакции)
16. До утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
16. До 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий[4] (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.
16.1. До 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются:
1) представление застройщиком в орган, уполномоченный на принятие решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, заявления об установлении или изменении такой зоны до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению санитарно-защитная зона;
2) внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.
16.2. До 1 января 2022 года с заявлением об изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, установленной в соответствии с частью 8 или 16 настоящей статьи, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изменении или прекращении существования такой зоны, наряду с правообладателем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в связи с размещением которых установлена такая зона, вправе обратиться заинтересованные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Если мы внимательно изучим приведенные положения, становится понятно следующее.
[1] Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] См. п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).
[4] Здесь и далее выделено автором.
М. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2020.
Проблемы правоприменения при установлении СЗЗ
Тема установления санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ), разработки и согласования проектов СЗЗ в отношении различных объектов хозяйственной деятельности является одной из самых дискуссионных. В статье поговорим о правовых основах, ответственности, проблемах при установлении СЗЗ, а также приведем позиции участников процесса — природопользователей, Роспотребнадзора и судов.
Правовые основы
Правовая форма установления СЗЗ как защитного барьера выражена в обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдать земельное, градостроительное, санитарное и природоохранное законодательство РФ:
№ п/п
НПА
Сокращение в статье
Земельный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Федеральный закон № 52-ФЗ
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Федеральный закон № 323-ФЗ
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон № 7-ФЗ
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Федеральный закон № 96-ФЗ
Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон № 342-ФЗ
Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон № 455-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
С 31.12.2019 пп. 6, 23–25 Правил № 222 признаны временно не действующими (см. Федеральный закон № 455-ФЗ)
Постановление № 222, Правила № 222
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Действуют в части, не противоречащей Постановлению № 222
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Не содержат требований, касающихся установления СЗЗ и режимов их использования, но содержат нормы, косвенно влияющие на ситуацию
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных Конституцией РФ, и регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — результат обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил, в т.ч. предусматривающих установление СЗЗ вокруг объектов и производств — источников воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Виды ответственности
Неустановление СЗЗ является нарушением пп. 2 и 3 Постановления № 222, п. 14 Правил № 222, пп. 2.1–2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст. 55 Федерального закона № 52-ФЗ; рис. 1).
М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по виду экспертизы, к.т.н.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2021.
Проект сзз по постановлению правительства 222
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
от 18 мая 2018 года N 01/6290-2018-32
Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, Правила) сообщает следующее.
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 определён порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ). При этом Правилами утверждены как сроки принятия решения об установлении СЗЗ, о ее изменении или прекращении ее существования, так и органы, уполномоченные на принятие указанных решений и порядок направления копии таких решений в Росреестр и органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на строительство объекта.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, владельцам объектов, в отношении которых должны быть установлены СЗЗ, установлены сроки для подачи соответствующего заявления в Роспотребнадзор и для приведения вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.
Так, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 для правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, установлены требования по представлению в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении СЗЗ и определен допустимый срок приведения вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 для застройщиков объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, в случае если разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства выданы до дня вступления в силу настоящего постановления, установлены требования по представлению в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении (изменении) СЗЗ.