Разбирательство по дисциплинарному проступку военнослужащего

О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (Бордин С.Н.)

В соответствии со ст. 26 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — УВС ВС РФ) военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.
К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, т.е. за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности (ст. 27 УВС ВС РФ).
В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ) воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).
К нарушениям воинской дисциплины можно отнести и нарушение Общих принципов служебного поведения государственных служащих, и ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением военной службы (требований к служебному поведению), установленных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. ст. 17, 18, 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. ст. 8, 9, 11, 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В соответствии со ст. 81 ДУ ВС РФ принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.
Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок (ст. 81 ДУ ВС РФ).
Как показывает практика, разбирательство лучше проводить с оформлением письменных материалов, так как это облегчает доказывание события дисциплинарного проступка в случае обращения военнослужащего с жалобой в военную прокуратуру или с заявлением в военный суд. Материалы о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.
Разбирательство может назначаться в отношении конкретного военнослужащего (военнослужащих) либо по факту совершения дисциплинарного проступка.
В соответствии с п. 3 ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка.
Разбирательство можно считать оконченным с даты утверждения командиром (начальником) заключения по итогам разбирательства либо с даты принятия им решения на основе собранных в процессе такого разбирательства материалов.
Необходимо отметить, что к установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и ДУ ВС РФ срокам следует относиться очень скрупулезно, так как их нарушение приводит к юридической ничтожности всех полученных в дальнейшем результатов разбирательств.
По нашему мнению, поводами для проведения разбирательства могут являться:
— непосредственное обнаружение командиром (начальником) признаков дисциплинарного проступка;
— поступившие сведения о совершении дисциплинарных проступков подчиненными военнослужащими (рапорты военнослужащих, письма, жалобы и заявления граждан, сообщения органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, сообщения средств массовой информации).
В ходе разбирательства устанавливаются (ст. 81 ДУ ВС РФ):
— событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
— лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
— вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины (умысел или неосторожность) и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
— данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
— наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
— обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
— характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
— причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
— другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
По нашему мнению, грубейшим нарушением, которое допускается в ходе проведения разбирательства, является то, что лицом, проводящим разбирательство, не устанавливается, какие именно положения нормативных правовых актов не соблюдены военнослужащим. При тщательном исследовании с первого взгляда очевидного дисциплинарного проступка может выясниться, что конкретно ничего не нарушено.
В нарушение названных выше положений ДУ ВС РФ не исследуются причины и условия, способствовавшие совершению проступка. Это создает предпосылки для совершения аналогичных нарушений воинской дисциплины в дальнейшем, не позволяет командирам (начальникам) принять действенные меры к их профилактике.
Вопреки требованиям ДУ ВС РФ от военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки, не берутся объяснения. Тем самым должным образом не документируется содеянное и не исследуются мотивы противоправного поведения военнослужащего.
Объяснение у лица, совершившего проступок, должно истребоваться во всех случаях разбирательства. Как показывает опыт, желательно, чтобы это объяснение давалось в письменной форме. Если лицо, совершившее проступок, отказывается дать такое объяснение, то по данному факту может составляться акт, подписываемый 2 — 3 очевидцами такого отказа.
Отказ дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Аналогичное правило, например, применяется и в отношении работников (ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
Объяснения следует брать как можно более полные, с указанием времени, места совершения проступка, очевидцев произошедшего и установочных данных на них, обстоятельств, при которых совершен проступок, краткой характеристики виновного лица, мотивов и целей совершения проступка и другой информации, имеющей отношение к разбирательству.
Объяснения оформляются на имя лица, назначенного для проведения разбирательства, или лица, назначившего проведение разбирательства.
При оформлении разбирательства в письменном виде по результатам разбирательства составляется и представляется на утверждение командиру (начальнику) письменное заключение, а командиру воинской части — протокол о грубом дисциплинарном проступке в случае совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение N 8 к ст. 81 ДУ ВС РФ).
Заключение по результатам разбирательства должно иметь вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части.
Лицам, проводящим разбирательства, важно представлять суть разбирательства, чтобы не смешивать разбирательства по поводу дисциплинарных проступков с производством по административным делам, административными расследованиями, связанными с привлечением военнослужащих к материальной ответственности, установлением обстоятельств получения травм военнослужащими и т.п.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с ДУ ВС РФ, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.
В процессе разбирательства обязательно следует изучить служебную характеристику лица, в отношении которого проводится разбирательство, и его служебную карточку для определения степени тяжести применяемого дисциплинарного взыскания с учетом прежнего поведения виновного.
При формулировке грубых дисциплинарных проступков следует руководствоваться перечнем, указанным в приложении N 7 к ДУ ВС РФ.
Лица, в отношении которых проводилось разбирательство, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с его результатами (с подтверждением факта ознакомления подписью с указанием даты ознакомления). Отказ от ознакомления с результатами разбирательства также может оформляться актом. При этом отказавшемуся от подписи лицу должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в акт.
Статья 83 ДУ ВС РФ определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, установленного ст. 49 ДУ ВС РФ (один год со дня совершения дисциплинарного проступка).
Началом течения срока применения дисциплинарного взыскания является дата утверждения командиром (начальником) заключения по результатам разбирательства или дата принятия им решения на основе собранных в процессе разбирательства материалов.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 52 ДУ ВС РФ при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге. По нашему мнению, привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности является крайней мерой укрепления воинской дисциплины и должно применяться только в том случае, если другие меры дисциплинарного воздействия (указание, напоминание, замечание, порицание, критика поведения) не приносят требуемого результата.
В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.
Как показывает опыт, наиболее характерными недостатками при проведении разбирательств в соответствии с ДУ ВС РФ являются:
— применение нескольких дисциплинарных взысканий за один и тот же дисциплинарный проступок;
— внесение предложений об одновременном привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности и лишении военнослужащего дополнительных выплат в составе денежного довольствия. Внесение предложений о лишении военнослужащего дополнительных выплат не входит в компетенцию лиц, назначенных для проведения разбирательств. Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к военнослужащим, содержится в гл. 4 ДУ ВС РФ. Другие виды взысканий по итогам разбирательства недопустимы;
— применение дисциплинарных взысканий производится без проведения разбирательства либо до вынесения вышестоящим командиром (начальником) окончательного решения по итогам разбирательства;
— с нарушителей воинской дисциплины и очевидцев дисциплинарных проступков не всегда берутся объяснения, а используются при проведении разбирательств только рапорты должностных лиц;
— при проведении разбирательства не проводится медицинское освидетельствование, что в случае последующего отрицания военнослужащим факта нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения не даст возможности подтвердить данное обстоятельство;
— разбирательства проводятся лицами, заинтересованными в их результатах;
— заключения по результатам разбирательств представляются на согласование различным должностным лицам, хотя заключение разбирательства должно подписываться только лицом, назначенным для проведения разбирательства, а утверждаться лицом, назначившим разбирательство;
— при наличии нескольких дисциплинарных проступков проводится только одно разбирательство и применяется только одно дисциплинарное взыскание, хотя, по нашему мнению, необходимо рассматривать каждый из дисциплинарных проступков в отдельности;
— при описании совершенного дисциплинарного проступка не указываются положения конкретных нормативных правовых актов, которые были нарушены;
— лица, в отношении которых проводятся разбирательства, не знакомятся под роспись с их результатами. Это очень важно при определении пропуска военнослужащим срока на обращение в суд в случае оспаривания привлечения к дисциплинарной ответственности;
— в заключениях разбирательств не указывается дата утверждения разбирательства командиром (начальником). Это также важно при исчислении срока применения дисциплинарного взыскания;
— проступки, не являющиеся таковыми, признаются грубыми, формулировки грубых дисциплинарных проступков не соответствуют установленному перечню, а протоколы о грубых дисциплинарных проступках не составляются;
— не устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению проступков (что создает возможность их повторения), а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
— в резолютивной части заключений по результатам разбирательств встречаются некорректные формулировки, содержащие признаки уголовно наказуемых деяний, хотя на самом деле проступок военнослужащего не содержит таких признаков.
В заключение необходимо отметить, что огромное значение имеет контроль за исполнением дисциплинарного взыскания и принятых организационных решений по результатам разбирательства. В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ лицо, по вине которого не было исполнено примененное взыскание, несет дисциплинарную ответственность.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

  • Вся Россия
    +7 800 6007951

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве. » норму о сроке условного депонирования.

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.

Разбирательство по дисциплинарному проступку военнослужащего

Все материалы сайта доступны по лицензии:

ких формирований и органов, содержащимся на гауптвахте или в дисциплинарной воинской части, когда: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)

а) дисциплинарный проступок выявлен военнослужащим (нарядом) военной полиции или совершен военнослужащим, доставленным в орган военной полиции;

б) сообщение (заявление) о дисциплинарном проступке поступило непосредственно в орган военной полиции.

Начальники военной автомобильной инспекции (территориальной) имеют право применять дисциплинарные взыскания, когда дисциплинарный проступок в области дорожного движения выявлен должностным лицом военной автомобильной инспекции (территориальной).

(Статья в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

76. В отношении военнослужащих, допустивших дисциплинарные проступки в случаях, указанных в статье 75 настоящего Устава, начальники пользуются следующими дисциплинарными правами:

начальник гарнизона и старший морской начальник — властью, предоставленной им по основной штатной воинской должности;

начальник военных сообщений на видах транспорта и начальник военно-автомобильной дороги — властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным штатом для занимаемой воинской должности (статья 11 настоящего Устава);

начальник органа военной полиции, военный комендант железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта), помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы — властью на одну ступень выше прав, предоставленных им в соответствии с воинским званием, предусмотренным штатом для занимаемой воинской должности. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 29.07.2011 № 1039, от 25.03.2015 № 161)

77. Начальники, применившие взыскания согласно статьям 75 и 76 настоящего Устава, сообщают об этом командирам воинских частей, в которых военнослужащие, совершившие дисциплинарные проступки, проходят военную службу, и делают соответствующую отметку в отпускном билете, командировочном удостоверении или предписании.

Военнослужащий по прибытии к месту постоянной военной службы обязан доложить своему непосредственному начальнику о применении к нему дисциплинарного взыскания.

Военнослужащий, не доложивший о примененном к нему взыскании, несет за это дисциплинарную ответственность.

78. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, если их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), вышестоящий из них по воинской должности, а при равных должностях — старший по воинскому званию является начальником и пользуется дисциплинарной властью, предоставленной ему по занимаемой воинской должности или по воинскому званию.

79. При нарушении младшим военнослужащим в присутствии старшего военнослужащего воинской дисциплины старший военнослужащий обязан сделать младшему военнослужащему напоминание и, если оно не возымеет действия, может применить другие установленные общевоинскими уставами меры, вплоть до доставления его в военную комендатуру (подразделение военной полиции). (В редакции указов Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161, от 16.05.2017 № 210, от 22.01.2018 № 16)

Порядок применения дисциплинарных взысканий

80. К военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены настоящим Уставом, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

81. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением назначенных для проведения разбирательства военнослужащего военной полиции, военнослужащего подразделения собственной безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации, которые могут иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161, от 09.07.2020 № 450)

В случаях, указанных в статье 75 настоящего Устава, разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, начальником органа военной полиции, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение № 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение № 8). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, и с предложением о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части (начальником органа военной полиции) может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части (начальник органа военной полиции) назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

Если в ходе разбирательства выяснится, что в действиях (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (начальник органа военной полиции) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, а командир воинской части — также органы военной полиции и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

811. Срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам. (Дополнение статьей — Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2018 № 16)

82. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

83. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

84. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, входящему в состав суточного наряда (несущему боевое дежурство), за дисциплинарный проступок, совершенный им во время несения службы, осуществляется после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим.

85. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений осуществляются после его вытрезвления. В этом случае к военнослужащему может быть применено задержание (приложение № 6), после чего принимается решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

86. Запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий, или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

87. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника).

Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке.

Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность.

88. Вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.

Вышестоящий командир (начальник) имеет право отменить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), если сочтет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, и применить более строгое дисциплинарное взыскание.

89. Военнослужащий, к которому применено дисциплинарное взыскание за совершенное правонарушение, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.

Порядок исполнения дисциплинарных взысканий

90. Дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. В последнем случае лицо, по вине которого не было исполнено примененное взыскание, несет дисциплинарную ответственность.

Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.

Исполнение дисциплинарного взыскания при подаче жалобы не приостанавливается, если не последует приказ вышестоящего командира (начальника) о его отмене, а в случае назначения дисциплинарного ареста — решения вышестоящего судебного органа.

Досрочное прекращение исполнения дисциплинарного взыскания осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

91. О примененных дисциплинарных взысканиях объявляется:

солдатам и матросам — лично или перед строем;

сержантам и старшинам — лично, на совещании или перед строем сержантов или старшин;

прапорщикам и мичманам — лично, на совещании прапорщиков или мичманов, а также на совещании прапорщиков, мичманов и офицеров;

офицерам — лично или на совещании (старшим офицерам — в присутствии старших офицеров, высшим офицерам — в присутствии высших офицеров).

Кроме того, дисциплинарные взыскания могут объявляться в приказе.

Объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных запрещается.

При объявлении военнослужащему дисциплинарного взыскания указываются причина наказания и суть дисциплинарного проступка.

92. Дисциплинарные взыскания — выговор, строгий выговор — объявляются военнослужащему в порядке, указанном в статье 91 настоящего Устава.

93. Дисциплинарное взыскание — лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег — применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и означает запрещение в течение семи суток отлучаться без служебной необходимости из расположения воинской части (сходить с корабля на берег), в том числе участвовать в коллективных (в составе подразделения) посещениях культурно-досуговых учреждений и мест отдыха, расположенных вне военного городка.

94. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гауптвахте. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161)

Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, и военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, — также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.

Перечень грубых дисциплинарных проступков и порядок исполнения дисциплинарного ареста, назначенного судьей гарнизонного военного суда, изложены в приложении № 7 к настоящему Уставу.

Федеральный закон от 01.12.2006 г. № 199-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок применения военными судами к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок применения к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста распространяется также на граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок применения к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста не распространяется на военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Статья 2. Правовое регулирование применения к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста

Правовое регулирование применения к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста основывается на положениях Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Досудебное производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке

Досудебное производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке и направление в гарнизонный военный суд указанных материалов осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами.

Статья 4. Подсудность материалов о грубом дисциплинарном проступке

(Наименование в редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются гарнизонным военным судом, в который поступили указанные материалы.

Глава 2. Участники судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке. Отводы

Статья 5. Участие военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, в судебном рассмотрении указанных материалов

1. Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются в гарнизонном военном суде с участием военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам.

2. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке и который принимает участие в судебном рассмотрении указанных материалов, имеет право знакомиться со всеми материалами, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, общаться с защитником наедине и конфиденциально, а также пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Участие защитника в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. По ходатайству военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, в судебном рассмотрении указанных материалов может участвовать защитник, который допускается к участию в судебном рассмотрении указанных материалов с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения.

2. В качестве защитника к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

3. Защитник, допущенный к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке, имеет право общаться с военнослужащим, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, наедине и конфиденциально, знакомиться со всеми материалами, собирать и представлять доказательства, участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Участие военного прокурора в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. Военный прокурор участвует в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке по своей инициативе или по инициативе судьи гарнизонного военного суда.

2. Военный прокурор, участвующий в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке, имеет право знакомиться со всеми материалами, участвовать в исследовании доказательств, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного рассмотрения, а также пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Участие командира воинской части (начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации), направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представителя в судебном рассмотрении указанных материалов

(Наименование в редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

1. Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются в гарнизонном военном суде с участием командира воинской части или начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивших в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителя. Полномочия представителя командира воинской части (начальника органа военной полиции), направившего в гарнизонный военный суд указанные материалы, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

2. Участвующий в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представитель имеет право знакомиться со всеми материалами, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы, давать оценку совершенному военнослужащим действию (бездействию), характеризовать военнослужащего, высказывать предложение о сроке дисциплинарного ареста, а также пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

3. Командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, обеспечивает явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, а также в пределах своей компетенции иных лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов признано необходимым. (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

4. В случае, если военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, задержан или находится под дисциплинарным арестом, командир воинской части (начальник органа военной полиции) одновременно направляет в гарнизонный военный суд указанные материалы и обеспечивает явку в суд лиц, указанных в части 3 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

Статья 9. Участие иных лиц в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. По решению судьи гарнизонного военного суда в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке могут принимать участие:

1) лицо, которому известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;

2) специалист — не заинтересованное в исходе судебного рассмотрения указанных материалов совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле;

3) переводчик — не заинтересованное в исходе судебного рассмотрения указанных материалов совершеннолетнее лицо, свободно владеющее языками или навыками сурдоперевода.

2. Лицо, которому известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, специалист и переводчик обязаны явиться по вызову судьи гарнизонного военного суда, в производстве которого находятся материалы о грубом дисциплинарном проступке, и дать соответственно правдивые объяснения, пояснения и осуществить перевод, а также ответить на поставленные вопросы. В случае уклонения лица, которому известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, от явки по вызову судьи гарнизонного военного суда без уважительных причин указанное лицо может быть подвергнуто приводу.

3. Лицо, которому известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, имеет право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников (родителей, детей, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков), давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет, пользоваться помощью переводчика.

4. Специалист имеет право отказаться от участия в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке, если он не обладает соответствующими специальными познаниями, знакомиться с указанными материалами в части, необходимой ему для дачи пояснений, задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, высказывать свое мнение по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию.

5. Переводчик имеет право задавать вопросы участникам судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке в целях уточнения перевода.

Статья 10. Основания для отвода

Судья гарнизонного военного суда, военный прокурор, специалист или переводчик подлежит отводу, если он:

1) является родственником военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, или другого участника судебного рассмотрения указанных материалов, а военный прокурор, специалист или переводчик, кроме того, родственником судьи гарнизонного военного суда;

2) лично, прямо или косвенно, заинтересован в результатах судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке.

Статья 11. Самоотвод и отвод

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона, судья гарнизонного военного суда или военный прокурор обязан заявить самоотвод.

2. Судья гарнизонного военного суда подает заявление о самоотводе председателю соответствующего гарнизонного военного суда.

3. Военный прокурор, специалист или переводчик подает заявление о самоотводе в ходе судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке судье гарнизонного военного суда, рассматривающему указанные материалы.

4. Отвод судье гарнизонного военного суда, военному прокурору, специалисту или переводчику при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона, может быть заявлен военнослужащим, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, и другими участниками судебного рассмотрения указанных материалов, которым такое право предоставлено настоящим Федеральным законом.

5. Заявление об отводе рассматривается судьей гарнизонного военного суда, в производстве которого находятся материалы о грубом дисциплинарном проступке.

6. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьей гарнизонного военного суда выносится постановление об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Глава 3. Судебное рассмотрение материалов о грубом дисциплинарном проступке

Статья 12. Подготовка к судебному рассмотрению материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда единолично.

2. При подготовке к судебному рассмотрению материалов о грубом дисциплинарном проступке судья гарнизонного военного суда выясняет:

1) имеются ли основания для его отвода;

2) правильно ли составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке и оформлены иные материалы о грубом дисциплинарном проступке;

3) может ли к военнослужащему, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, быть применен дисциплинарный арест в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» дисциплинарную ответственность военнослужащего;

5) достаточно ли представленных материалов о грубом дисциплинарном проступке для их рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы;

7) необходимо ли соединение материалов о грубом дисциплинарном проступке, совершенном группой военнослужащих, в одно производство в отношении всех этих военнослужащих.

Статья 13. Решения, принимаемые судьей гарнизонного военного суда при подготовке к судебному рассмотрению материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. При подготовке к судебному рассмотрению материалов о грубом дисциплинарном проступке судья гарнизонного военного суда принимает следующие решения:

1) о назначении судебного рассмотрения указанных материалов, месте и времени его проведения;

2) об участии в судебном рассмотрении военного прокурора, о вызове лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов необходимо, об истребовании дополнительных материалов;

3) о возвращении указанных материалов командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему их в гарнизонный военный суд, в случае оформления указанных материалов неправомочными лицами, неправильного их оформления либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена в ходе судебного рассмотрения; (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

4) о возвращении указанных материалов командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему их в гарнизонный военный суд, для применения иной меры дисциплинарного воздействия, чем дисциплинарный арест, в случае, если к военнослужащему в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не может быть применен дисциплинарный арест; (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

5) о прекращении производства по указанным материалам в случае, если имеется одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего;

6) об удовлетворении заявления об отводе судьи гарнизонного военного суда либо об отказе в его удовлетворении;

7) о соединении материалов о грубом дисциплинарном проступке, совершенном группой военнослужащих, в одно производство в отношении всех этих военнослужащих или о рассмотрении указанных материалов раздельно.

2. Решение судьи гарнизонного военного суда, принятое в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в случае необходимости оформляется постановлением.

Статья 14. Место проведения судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. По решению судьи гарнизонного военного суда материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются в гарнизонном военном суде либо в воинской части.

2. О месте и времени проведения судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке судья гарнизонного военного суда заблаговременно извещает командира воинской части, в которой проходит военную службу военнослужащий, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, командира воинской части (начальника органа военной полиции), направившего в гарнизонный военный суд указанные материалы, а также лиц, участие которых в судебном рассмотрении признано необходимым. (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

Статья 15. Сроки судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке

1. Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда в течение трех суток со дня их поступления в гарнизонный военный суд.

2. Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда в день их поступления в гарнизонный военный суд в случае, если военнослужащий, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, задержан или находится под дисциплинарным арестом.

Статья 16. Подготовительная часть судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке

В подготовительной части судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке:

1) судья гарнизонного военного суда открывает судебное рассмотрение и объявляет, какие материалы подлежат судебному рассмотрению;

2) судья гарнизонного военного суда объявляет о явке военнослужащего, в отношении которого рассматриваются указанные материалы, других лиц, участие которых в судебном рассмотрении признано необходимым, и сообщает о причинах неявки отсутствующих;

3) судья гарнизонного военного суда разъясняет переводчику его права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

4) явившиеся лица, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, до начала дачи ими объяснений удаляются из зала судебного заседания;

5) судья гарнизонного военного суда устанавливает личность военнослужащего, в отношении которого рассматриваются указанные материалы, выясняя его фамилию, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место военной службы и другие данные, касающиеся его личности;

6) судья гарнизонного военного суда объявляет, кто рассматривает указанные материалы, сообщает, кто является военным прокурором, защитником, командиром воинской части (начальником органа военной полиции), направившим в гарнизонный военный суд указанные материалы, или его представителем, специалистом, переводчиком, проверяет полномочия защитника и представителя командира воинской части (начальника органа военной полиции), направившего в гарнизонный военный суд указанные материалы, а также разъясняет участникам судебного рассмотрения указанных материалов их право заявлять отводы в соотве

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий