Убытки по госпошлине за выдачу лицензии

В выдаче «алкогольной» лицензии отказано: в каком случае можно вернуть сумму госпошлины?

Величина госпошлины за выдачу «алкогольных» лицензий в зависимости от вида лицензии и срока ее действия иногда может достигать довольно внушительных размеров (до 9,5 млн руб.). Причем уплатить эти суммы в полном объеме нужно, что называется, авансом (то есть до того, как уполномоченный орган выполнит все юридически значимые действия по выдаче лицензии). Может ли предприятие вернуть госпошлину в случае, если ему откажут в выдаче лицензии? Как и при каких условиях можно взыскать из бюджета указанные суммы?

Несколько слов о правилах лицензирования

Виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию, поименованы в ст. 18 Закона N 171-ФЗ . Порядку выдачи «алкогольных» лицензий посвящены положения ст. 19 названного Закона, в которой приведен перечень представляемых в лицензирующий орган документов. Среди них — копия документа об уплате госпошлины за предоставление лицензии (пп. 4 п. 1).

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Размеры госпошлин за предоставление «алкогольных» лицензий установлены Налоговым кодексом. В частности, перечень юридических действий лицензирующих органов , связанных с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с указанием размера соответствующей госпошлины приведен в пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Лицензирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции осуществляется Росалкогольрегулированием. Основание — пп. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154).

Обратите внимание! За предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции нужно уплатить госпошлину в размере 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии (абз. 19 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Если лицензия оформляется на меньший срок, то госпошлина исчисляется пропорционально числу месяцев ее действия. Например, размер госпошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия 9 месяцев должен составлять 48 750 руб. (65 000 руб. / 12 мес. x 9 мес.) (Письмо Минфина России от 14.07.2015 N 03-05-04-03/40376).

Основания для возврата госпошлины

Исходя из содержания п. 1 ст. 333.40 НК РФ вернуть госпошлину, уплаченную в связи с обращением в уполномоченный орган за «алкогольной» лицензией, предприятие может лишь в двух случаях:

  • госпошлина уплачена им в большем (чем нужно) размере (пп. 1);
  • оно (по каким-то причинам) отказалось от совершения лицензирующим органом юридически значимого действия (пп. 4).

Отказ в предоставлении лицензии по общему правилу не является основанием для возврата уплаченной госпошлины, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность возврата госпошлины после совершения лицензирующим органом юридически значимого действия с принятием соответствующего решения (см. также Определение ВАС РФ от 19.06.2013 N ВАС-7138/13 по делу N А40-67681/12-121-640).

Подобную точку зрения по данному вопросу высказывают и чиновники Минфина: отказ в предоставлении лицензии в качестве основания для возврата госпошлины ни Законом N 171-ФЗ, ни ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен (см. Письма от 27.09.2013 N 03-05-05-03/40158, от 23.09.2013 N 03-05-04-03/39358). В обоснование своих разъяснений финансисты ссылаются на правовую позицию КС РФ, согласно которой п. 1 ст. 333.40 НК РФ как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ не предполагает возврата уплаченной госпошлины в случае отказа уполномоченного органа в предоставлении лицензии (Постановление от 23.05.2013 N 11-П).

Все так. Между тем предоставление экономическому субъекту «алкогольной» лицензии возможно лишь при отсутствии у него задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства. Это следует из пп. 3 п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ.

Обратите внимание! В силу пп. 3 п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ налоговая задолженность у заявителя должна отсутствовать на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии.

Возникновение такой задолженности в процессе деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не является нарушением лицензионных требований и основанием для аннулирования или приостановления действия лицензии (п. 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47).

Документы об отсутствии указанной задолженности в лицензирующие органы должен подать не сам соискатель лицензии, а налоговый орган по месту его учета. Указанные сведения в электронном виде по каналам ТКС инспекторы представляют по запросу лицензирующего органа в рамках информационного обмена между ведомствами.

Если в справке из налоговой инспекции будет указано наличие у соискателя лицензии налоговой задолженности при фактическом отсутствии таковой, последний может возвратить сумму уплаченной госпошлины. Для этого ему нужно обратиться в суд о взыскании убытков не с лицензирующего органа, а с налоговой инспекции — истинного виновника неполучения «алкогольной» лицензии. Приведем несколько примеров судебных решений, в которых арбитры, признав вину инспекции, взыскали из бюджета суммы госпошлин, уплаченные за «алкогольные» лицензии. Кстати, поводом для судебных разбирательств послужили смешные суммы.

На конкретных примерах Спор о 31 копейке

Именно эта сумма стала камнем преткновения в деле, рассмотренном в Постановлении АС ЦО от 10.07.2015 N Ф10-1942/2015 по делу N А09-10927/2014.

Как следует из материалов дела, 21.11.2013 общество перечислило 31 коп. в счет погашения пени по ЕНВД и 26.11.2013 обратилось в лицензирующий орган с заявлением на продление на четыре года срока действия «алкогольной» лицензии, полагая, что налоговая задолженность погашена в полном объеме. Однако в продлении было отказано, поскольку в справке налоговой инспекции от 01.11.2013 была отражена «налоговая» задолженность в размере 31 коп. Причина ее банальна: общество указало в платежном поручении неправильный код ОКАТО.

При повторном обращении за продлением лицензии обществу пришлось снова уплатить госпошлину. Чтобы взыскать сумму госпошлины, уплаченную изначально (160 000 руб.), оно подало в суд иск к ФНС о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями ее должностных лиц. Суды (все три инстанции) удовлетворили требования общества, указав при этом следующее.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если вред юридическому лицу причинен в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, ущерб возмещается за счет средств бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает сумму того же налога, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же бюджет, или равна ей, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, задолженность перед бюджетом в части уплаты конкретного налога не возникает (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

Данный документ утратил силу. Однако изложенная позиция продублирована в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

Для реализации налогоплательщиком права на продление лицензии правовое значение имеет факт наличия (отсутствия) задолженности. Налоговый орган по состоянию на дату обращения налогоплательщика в лицензирующий орган (то есть на 26.11.2013) располагал сведениями о наличии у общества на указанную дату как задолженности, так и переплаты по пене по ЕНВД в равной сумме. Данное обстоятельство указывает на отсутствие «налоговой» задолженности. Однако налоговый орган представил лицензирующему органу недостоверные сведения.

Спор о 12 рублях

Несколько иные обстоятельства послужили поводом для разбирательства в Постановлении АС СЗО от 18.05.2015 N Ф07-2690/2015 по делу N А56-25906/2014.

На этот раз размер налоговой задолженности составил 11,69 руб. Правда, платежное поручение на уплату этой задолженности (на сумму 30 руб.) соискатель лицензии направил в банк в день подачи документов в лицензирующий орган (15.08.2011).

В связи с тем что погашение налоговой задолженности фактически было учтено налоговым органом только спустя два дня (17.08.2011), сведения о погашении «налоговой» задолженности не были отражены в справке, составленной по состоянию на 15.08.2011. В результате организации было отказано в предоставлении «алкогольной» лицензии, и перед ней встал вопрос о возврате уплаченной госпошлины (120 000 руб.). Поскольку лицензирующий орган в силу Закона N 171-ФЗ возвращать госпошлину в такой ситуации не обязан, организация предъявила иск о взыскании убытков с ФНС.

Арбитры АС СЗО согласились с доводами заявителя, основанными на пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Следовательно, справка налоговой инспекции, явившаяся основанием для отказа в выдаче лицензии, не соответствовала фактическому состоянию расчетов между бюджетом и организацией. В результате принятия незаконного решения об отказе в выдаче «алкогольной» лицензии ей были причинены убытки в размере 120 000 руб., подлежащие взысканию с ФНС (в силу ст. 35 НК РФ и ст. 158 БК РФ).

Обобщим сказанное. Если основанием отказа лицензирующего органа в выдаче «алкогольных» лицензий послужили недостоверные сведения о наличии у соискателя лицензии «налоговой» задолженности, полученные из налоговой инспекции по каналам ТКС, убытки в виде сумм уплаченных госпошлин можно взыскать с ФНС в судебном порядке. Приведенные в статье примеры из арбитражной практики служат тому подтверждением (см. также Постановление АС ЗСО от 19.09.2014 по делу N А46-13945/2013). Между тем в результате отказа лицензирующего органа в выдаче (или продлении) «алкогольных» лицензий экономические субъекты несут убытки не только в виде сумм уплаченных госпошлин (хотя и их размеры довольно велики), но и в виде неполученной экономической выгоды из-за невозможности осуществления лицензируемого вида деятельности. Оценить размер таких убытков (с достаточной достоверностью) можно, а вот взыскать их — нет. Ведь это риски, которые связаны с осуществлением субъектом предпринимательской деятельности. Как отметили судьи КС РФ в упоминавшемся ранее Постановлении N 11-П, положения ст. ст. 16 и 19 Закона N 171-ФЗ предполагают возможность самостоятельного (до подачи документов в лицензирующий орган) установления соискателем лицензии, отвечают ли условия его предполагаемой деятельности лицензионным требованиям, а в случае несогласия с отказом в выдаче лицензии — возможность обжалования решения лицензирующего органа. Возложение на него как на субъекта предпринимательской деятельности связанных с недостаточной готовностью к ее осуществлению рисков, в том числе финансовых, отвечает критерию конституционной соразмерности, а невозврат государственной пошлины в случае отказа в предоставлении лицензии, будучи направленным, помимо прочего, на защиту нравственности и здоровья, других затрагиваемых деятельностью по розничной продаже алкогольной продукции конституционно значимых ценностей, является допустимым элементом регулирования рынка алкогольной продукции. Поэтому полагаем: прежде чем обращаться в лицензирующий орган, хозяйствующим субъектам нужно урегулировать с налоговиками все вопросы, касающиеся исполнения налоговых обязательств.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Убытки по госпошлине за выдачу лицензии

Основания и порядок возврата государственной пошлины

Возврат государственной пошлины

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

— уплаты государственной пошлины в большем размере;

— отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в случае подачи заявления о совершении юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом.

В соответствии с частью 3 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если государственная пошлина уплачена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если государственная пошлина уплачена в безналичной форме).

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Убытки по госпошлине за выдачу лицензии

Можно ли взыскать убытки в виде госпошлины за выдачу лицензии на розничную продажу алкоголя, если ИФНС предоставила недостоверную информацию по налоговой задолженности?

Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию. За предоставление такой лицензии, продление срока ее действия или переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством о налогах и сборах.

Одним из оснований отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции наличие у заявителя на 1-е число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче такой лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов. Наличие указанной задолженности подтверждается справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, по запросу лицензирующего органа.

Факт наличия у лица, обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, задолженности перед бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам является достаточным основанием для отказа лицензирующего органа в ее выдаче. Для принятия лицензирующим органом решения об отказе в выдаче указанной лицензии не имеет значения конкретный размер задолженности заявителя перед бюджетом, даже если он является незначительным, равно как и конкретный вид такой задолженности.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). К убыткам также относятся неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам и плательщикам сборов вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Если организация на момент обращения в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не имела задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, либо такая задолженность была погашена в день подачи заявления, она вправе взыскать с налогового органа убытки в виде уплаченной госпошлины, возникшие из-за недостоверной информации в справке о состоянии расчетов с бюджетом, и отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя.

Для защиты прав и законных интересов по арбитражным спорам следует обращаться за правовой помощью в центр Кирпиков и партнеры.

Требуются юридические услуги? Запишитесь на консультацию к юристу по телефонам: +7 (922) 98-98-223 , +7 (922) 98-98-224

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий