Убытки за приостановление операций по счетам

«Заморозка» под запретом: ВС РФ сказал, когда нельзя блокировать счет

Очередной поход в банк за снятием личных сбережений может обернуться отказом или блокировкой без объяснения причин. И это могут быть вовсе не происки самого банка. Налоговики тоже «в теме»: «Не заплатишь вовремя налоги – заморозим счета! И кусай потом локти в подсчете убытков»… Но ВС РФ поставил налоговиков на место и объяснил, когда блокировка счетов законна, а когда – нет.

Счет заблокирован из-за непредставленных деклараций по налогу на прибыль

Налоговики заблокировали счет компании за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС, опираясь на ст.76 НК РФ. Компания после вынесения решений представила соответствующие декларации. Налоговый орган отменил ранее принятые решения в части приостановления операций по счетам, в которых «был виновен» налог на прибыль. Больше года прошло после того, как счет разморозили…

Спасибо за «размороженный» счет! А убытки возместить не хотите?

Компания решила восстановить справедливость. Начались долгие судебные разбирательства, ведь столько времени и денег потеряно из-за неправильной трактовки Налогового кодекса и незаконной блокировки счета. Ну ладно с НДС «накосячили»: с 1 января 2015 года декларации по налогу на добавленную стоимость принимаются только в электронной форме, «в силу положений п.3 ст.80 и п.5 ст.174 НК РФ, при представлении декларации на бумажном носителе такая декларация не считается представленной». А вот в отношении забытых деклараций по налогу на прибыль, компания решила «биться до конца» и взыскать убытков с налоговиков:

«в соответствии с п.17 и п.23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган не мог принимать решения по ст.76 НК РФ в связи с непредставлением квартальных (полугодовых) деклараций (расчетов) по налогу на прибыль организаций, так как они по существу представляют собой не налоговые декларации, а расчеты авансовых платежей».

ВС РФ, объяснил что такое декларация по налогу на прибыль

Верховный Суд расставил все точки над «i» и объяснил налоговикам и нижестоящим судам, чем отличаются декларации по налогу на прибыль от других налоговых деклараций:

В п.17 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 «разъяснено, что из п.3 ст.58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода»;

В соответствии с п.3 ст.58 НК РФ и п.1 ст.80 НК РФ «следует разграничение двух самостоятельных документов – налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. Поэтому судам необходимо исходить из того, что ответственность, установленная ст.119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации, не охватывает деяния, связанные с непредставлением либо с несвоевременным представлением по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ»;

Из п.23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: п.3 ст.76 НК РФ «возможность приостановления операций по счетам в банках связывает с несвоевременным представлением закрытого перечня документов, в том числе налоговых деклараций, соответствующая мера не может быть применена к обязанному лицу в случае нарушения им сроков представления иных документов, предусмотренных НК РФ. В связи с тем, что квартальные (полугодовые) расчеты по налогу на прибыль организаций не входят в перечень документов, приведенный в п.3 ст.76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке».

Поэтому, на основании Определения ВС РФ от 27.03.2017г. №305-КГ16-16245 по делу №А40-168230/2015 суд признал незаконность вынесенных решений по блокировке счетов компании за непредставление деклараций по налогу на прибыль и отправил дело на рассмотрение в части взыскания убытков.

Когда налоговики не имеют права блокировать счет

Однако, существуют и другие обстоятельства, когда налоговики блокируют счета. Когда «заморозка» основана на законных основаниях, а когда на чисто субъективных соображениях представителей налогового органа? И что делать налогоплательщикам в таких ситуациях?

Наталья Брылева, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

На практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган, не имея на то оснований, блокирует расчетные счета организации. К сожалению, оснований приостановления операций по счетам налогоплательщика в НК РФ предостаточно: от неуплаты налогов до непредставления декларации в электронном виде. Но в таких условиях организация может понести большие убытки из-за нехватки оборотных средств.

Мы советуем делать следующее: если вы считаете, что ваши права ущемлены блокировкой счетов, то не бойтесь обжаловать неправомерное решение налоговых органов. В таком заявлении вы обязательно должны доказать неправомерность приостановления операций по счету и просить вынести определение о принятии судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налоговой инспекции о принятии обеспечительных мер в части приостановления операций по счетам в банке на такую-то сумму.

Имейте в виду, что банк не может открыть новый расчетный счет налогоплательщику при наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, даже если на момент поступления данного решения в банк счет был закрыт на основании заявления налогоплательщика. И теперь даже в другом банке вам не дадут открыть счет. А если еще и лицензию у данного банка отзовут, то вообще ситуация какая-то тупиковая. Но здесь законодатель разрешил оплачивать налоги третьими лицами за компанию-должника.

Также следует отличать такие основания приостановки, как неуплата авансового платежа и полного налога по окончании налогового периода. Так приостановление возможно только в случае неуплаты налога по итогам налогового периода. Если блокируют счет за неуплату авансового платежа – смело оспаривайте такое решение, суды на вашей стороне.

Еще один важный нюанс для организаций, которые находятся в стадии банкротства: все наложенные аресты снимаются с момента начала процедуры банкротства, но в ходе процедуры наблюдения приостановление по счетам налоговиками продолжает действовать.

НК РФ Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

1. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

2. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счету в драгоценных металлах в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату начала действия приостановления операций по счету в драгоценных металлах.

2.1. Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в целях обеспечения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества принимаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения такого управляющего товарища.

В целях обеспечения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) в первую очередь приостанавливаются операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств инвестиционного товарищества.

Если средства на счетах инвестиционного товарищества отсутствуют или их недостаточно, решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть принято в отношении счетов управляющих товарищей. При этом в первую очередь такое решение принимается в отношении счетов управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

При отсутствии или недостаточности средств на счетах управляющих товарищей решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств товарищей может быть принято в отношении счетов товарищей на сумму, пропорциональную доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств управляющих товарищей и товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога за счет средств на банковских счетах указанных лиц.

3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации — в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;

1.1) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота — в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности;

2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган — в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

3.1. Решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:

1) при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;

1.1) при принятии решения на основании подпункта 1.1 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса;

  • день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

3.2. Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам).

3.3. Налоговый орган вправе направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 или пунктом 3.2 настоящей статьи.

4. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

5. Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.

7. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.

При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств в электронной форме дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

В случае, если после принятия решения о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика-организации, переводы электронных денежных средств с использованием которого приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и переводов электронных денежных средств с использованием корпоративного электронного средства платежа, имеющего измененные реквизиты.

8. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

9. В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронной форме в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Положения настоящего пункта применяются также в случае приостановления операций по счетам в драгоценных металлах. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату принятия налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счету в драгоценных металлах.

9.1. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пунктах 7 — 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

9.3. Положения пунктов 9, 9.1 и 9.2 настоящей статьи применяются также в случае приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации.

10. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций по счетам в банке и переводов его электронных денежных средств по решению налогового органа.

11. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:

1) организаций — налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов;

2) индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов;

3) организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации (расчеты по страховым взносам) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса;

4) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов.

12. При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

13. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Приостановление операций участников консолидированной группы налогоплательщиков по счетам в банке производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах в банках в соответствии с пунктом 11 статьи 46 настоящего Кодекса.

Решения о приостановлении операций по счетам в банке ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и иных участников этой группы могут также приниматься в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в случае непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В таком случае решения о приостановлении операций по счетам в банке могут быть приняты одновременно ко всем участникам этой группы.

. В частности, согласно п. 11 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам . приостановлении расходных операций по счетам (ст. 76 НК РФ) налоговый орган направляет в . ИП возможно применение мер, предусмотренных ст. 76 НК РФ, – приостановление операций по . операций по счетам таких лиц (ст. 76 НК РФ) банки должны учитывать установленные . кодексу. Однако налоговики указали, что ст. 76 НК РФ не предусмотрено ограничение по . обозначенной проблемы стала почему-то ст. 76 НК РФ, положения которой каждая из .

. в банке в порядке, определенном ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по . (или) штрафа. В силу ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету . РФ Практическое применение норм, установленных ст. 76 НК РФ, вызывает вопросы у контролирующих . за разъяснениями о порядке применения ст. 76 НК РФ в отношении предпринимателей и . ЦБ РФ по вопросам применения ст. 76 НК РФ, в том числе с . из того, что в ст. 76 НК РФ содержится прямое указание на . по банковскому счету на основании ст. 76 НК РФ относится к способам .

. . 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком . закон № 368-ФЗ) внес в ст. 76 НК РФ поправки, согласно которым приведенный . того, новый п. 3.3 ст. 76 НК РФ устанавливает право налогового органа .

Возмещение убытков за незаконное приостановление налоговиками операций по счетам

Налоговый орган неправомерно снял денежные средства по инкассовому поручению и приостановил операции по счетам в банке. На основании каких норм законодательства и в каком порядке налогоплательщик может возместить убытки, причиненные указанными незаконными решениями налогового органа?

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган вправе вынести решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (ст. 46 НК РФ).

Если взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банке было произведено налоговым органом без наличия на то законных оснований, сумма взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с процентами, начисленными со дня, следующего за днем взыскания, по день ее фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ). Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. При этом решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о ее возврате. До истечения этого срока налоговый орган обязан направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога. Сумма излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика. Несоблюдение указанного порядка является неправомерным бездействием налогового органа, которое организация вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном главой 19 НК РФ, главой 24 АПК РФ.

Кроме того, независимо от обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканной суммы налога, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в суд. В отличие от правил, предусмотренных для возврата излишне уплаченного налога, для подачи заявления о возврате излишне взысканных сумм налога (штрафов, пени) обязательный досудебный порядок не установлен.

2. При взыскании налога налоговым органом может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам в банках (ст. 76 НК РФ). Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам. Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

В случае, если решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках было вынесено налоговым органом незаконно, на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Проценты подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Однако следует отметить, что порядок перечисления данных процентов налогоплательщику, в отличие от процентов, начисляемых на суммы излишне взысканных налогов (п. 2 ст. 79 НК РФ, п. 2 ст. 160.1 БК РФ), законодательством не урегулирован. Закон не устанавливает обязанности налогового органа представлять в орган Федерального казначейства поручение на перечисление процентов за неправомерное приостановление операций по счету. Кроме того, право налогоплательщика на получение процентов, предусмотренных п. 9.2 ст. 76 НК РФ, фактически поставлено в зависимость от признания недействительным решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. В связи с этим не исключено, что такие проценты налогоплательщик сможет взыскать только в судебном порядке.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на уплату ему процентов как в случае неправомерного взыскания денежных средств со счетов в банке, так и в случае незаконного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в банке.

3. Возмещение убытков.

В силу ст. 53 Конституции РФ, пп. 14 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 35 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поскольку понятие «убытки» не определено законодательством о налогах и сборах, в силу названной нормы НК РФ подлежит применению определение данного термина, приведенное в статье 15 ГК РФ. Согласно данной норме под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Кроме того, учитывая, что убытки являются видом гражданско-правовой ответственности, отношения, связанные с возмещением убытков, подлежат регулированию нормами ГК РФ, в частности ст.ст. 16, 1069 ГК РФ (смотрите также определение КС РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О, п. 2 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Для взыскания убытков налогоплательщику необходимо доказать:

  • наличие убытков;
  • их размер;
  • неправомерность действий налогового органа;
  • причинную связь между неправомерными действиями налогового органа и понесенными убытками. Под причинно-следственной связью понимается такая связь явлений, при которых одно из явлений (причина) неизбежно порождает другое явление (смотрите также определения ВАС от 3 марта 2008 г. N 2745/08, от 22 мая 2009 г. N 6512/09).

Нормами НК РФ не установлено, что требования об уплате процентов, подлежащих уплате на основании п. 9.2 ст. 76 и п. 2 ст. 79 НК РФ, исключают возмещение убытков, причиненных налогоплательщику незаконными решениями налогового органа. В связи с этим налогоплательщик вправе предъявить требования о возмещении ему убытков, причиненных незаконными актами налогового органа, даже если ему уплачены проценты в порядке, установленном п. 9.2 ст. 76 и п. 2 ст. 79 НК РФ.

Убытком налогоплательщика могут признаваться, в частности, его расходы по оплате юридических услуг, связанных с обжалованием решения налогового органа в досудебном порядке, штрафные санкции, вызванные невозможностью исполнения обязательств в связи с незаконным приостановлением операций по счетам налогоплательщика, и т.п. (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 13 ноября 2009 г. N А68-80/09-18/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 21 августа 2008 г. N Ф04-5158/2008(10327-А70-39)).

Обращение в суд с требованием о возмещении убытков осуществляется по правилам раздела II АПК РФ. Ответчиком по такому иску будет Федеральная налоговая служба РФ (п. 5.14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», пп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 августа 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий