Нужно ли платить за мусор, если у нас нет контейнера?
Объясняем, что делать, если вам пришла квитанция за вывоз мусора, а мусор по факту никто не вывозил.
— Живу в Орловском районе в деревне Куликовщина. Не установлено ни одного контейнера, соответственно, не вывезено ни мусоринки. А вчера пришла квитанция за январь, где моя семья из трёх человек должна заплатить за услугу по обращению с ТКО, которая по факту не оказана. Вопрос: за что я должен заплатить?
Если в вашем населённом пункте не были установлены мусорные контейнеры, значит, услуга по обращению с ТКО вам фактически не оказывалась. Согласно п. 150 Постановления Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», если исполнитель (в вашем случае регоператор), допустил перерывы в предоставлении коммунальной услуги, превышающие установленную продолжительность, то он обязан произвести перерасчёт платы за такую услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В приложении №1 всё того же Постановления Правительства РФ №354 прописаны нормы вывоза твёрдых коммунальных отходов: в зимнее время года мусор должны вывозить минимум один раз в трое суток, летом – ежедневно. Допустима задержка зимой — на двое суток, а летом – на одни сутки. Таким образом, если мусор у вас вообще не вывозился, то и платить за эту услугу вы не должны.
Как пояснил официальный представитель регионального оператора АО «Куприт» Станислав Куршаков, компания до момента начисления платы за месяц запрашивает информацию из двух источников: от муниципалитетов и от своих подрядчиков на местах, где оказывается услуга.
— Сделано это потому, что именно органы местного самоуправления создают места накопления отходов, а перевозчики там, где есть возможность, ставят туда контейнеры или организуют помешочный сбор, — прокомментировал Куршаков. — Эта информация достаточно «живая» и может обновляться в течение месяца. Поэтому мы её запрашиваем один раз до 10 числа текущего месяца официальными письмами. Этот свод данных мы передаём в «ЭнергосбыТ Плюс» для того, чтобы плата не начислялась. В январе от многих муниципалитетов эти данные поступили уже после формирования квитанций, поэтому люди и получили счета за вывоз мусора. Тем не менее январские данные по населённым пунктам, где услуга не оказывалась, мы передадим в «Энергосбыт», чтобы людям сделали перерасчёт. Такие данные мы будет запрашивать ежемесячно, пока не будет полностью сформирован реестр мест накопления отходов и выстроены все маршруты вывоза мусора.
Таким образом, гражданам, у которых не были установлены контейнеры и которым услуга по вывозу отходов в январе 2019 года не оказывалась, обращаться никуда не нужно, даже если им пришли квитанции. Перерасчёт «Куприт» и «ЭнергосбыТ Плюс» проведут самостоятельно.
Однако это касается только тех случаев, когда контейнеры в населённом пункте действительно не установлены и услуга не оказана. Если же мусорные баки есть в вашей деревне, но находятся не на вашей улице, а, например, на соседней, или баки отсутствуют, но организован так называемый помешочный сбор (когда сбор отходов происходит непосредственно в мусоровоз, приходящий по расписанию), то услуга по вывозу твёрдых коммунальных отходов считается вам оказанной.
Для уточнения этих моментов вам лучше обратиться на горячую линию АО «Куприт» (8332) 68-03-56, в группу регионального оператора в социальной сети «ВКонтакте» либо оставить обращение на сайте компании.
Коротко о главном:
1.Если в вашем населённом пункте не были установлены контейнеры и услуга по вывозу ТКО вам не оказывалась, платить за неё не нужно.
2.Даже если вам пришла квитанция, регоператор и «ЭнергосбыТ Плюс» сами сделают перерасчёт, обращаться никуда не нужно.
3.Если в вашей деревне организован помешочный сбор, услуга считается оказанной.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Фото: vk.com/regoperator43
Отсутствие контейнеров для сбора ТКО
В адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступают обращения граждан — жителей частного сектора домовладений с вопросом о том, что же делать, если пришла квитанция за вывоз мусора, а контейнерная площадка для размещения мусорных контейнеров отсутствует?
Положением п. 150 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что если исполнитель (в рассматриваемом случае регоператор), допустил перерывы в предоставлении коммунальной услуги, превышающие установленную продолжительность, то он обязан произвести перерасчёт платы за такую услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пункт 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг также указывает на то, что плата за коммунальную услугу подлежит уменьшению в случае предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности. Так, в соответствии с п. 148(46) Правил при перерывах в предоставлении услуг размер платы должен быть снижен на размер платы за объем неоказанной услуги. Для определения этого объема в расчет берутся норматив накопления ТКО и продолжительность непредоставления коммунальной услуги в расчетном периоде.
В приложении №1 Постановления Правительства РФ №354 прописаны нормы вывоза твёрдых коммунальных отходов: в зимнее время года мусор должны вывозить минимум один раз в трое суток, летом – ежедневно. Допустима задержка зимой — на двое суток, а летом – на одни сутки.
При этом потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в иных местах (площадках) накопления ТКО, в схему размещения которых не входит адрес конкретного дома (см. п. 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами; п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах).
Таким образом, если мусор вообще не вывозился, то и платить за эту услугу потребители не должны.
В случае если оплата за не оказанные услуги потребителями произведена, то регоператору может быть предъявлена претензия о возврате оплаченной суммы за период ее непредставления.
При этом важным элементом в разрешении данной ситуации может послужить факт обращения потребителей не только с требованием о возврате уплаченных денежных средств, но и наличие с их стороны практических действий, связанных с намерением получить данную услугу, поскольку по общему правилу собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 30 ЖК РФ).
С этой целю необходимо обратиться с заявлением к региональному оператору о заключении письменного договора по типовой форме с указанием способа складирования ТКО и мест (площадок) накопления ТКО для конкретного домовладения.
Этот момент очень важен для разрешения ситуации в суде в случае его не урегулирования в претензионном порядке. Поскольку при наличии спора он может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При этом суд, оценивая фактические обстоятельства дела, дает оценку, кроме всего, добросовестности действий участников гражданских правоотношений и их разумность, а также с точки зрения наличия/отсутствия злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ).
Кроме того, при наличии вышеуказанной претензии со стороны потребителей к региональному оператору с обоснованными требованиями и отсутствии со стороны регоператора практических действий, связанных с прекращением нарушений прав потребителей, граждане (собственники ТКО) могут обратиться в адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области с просьбой защитить их права в судебном порядке, а также с целью применения к нарушителю мер административного воздействия в пределах компетенции и полномочий Службы.
При этом, важным моментов в этой связи имеет не только факт попытки потребителя урегулировать спор в претензионном порядке, но и сам факт нарушения прав потребителя, который связан в рассматриваемом случае с оплатой неоказанных услуг.
Можно ли договориться о вывозе мусора по мере его накопления?
Разбираемся, получится ли снизить плату за обращение с ТКО, если уменьшить периодичность вывоза отходов.
Постановление Правительства №354 устанавливает чёткие сроки вывоза ТКО: не реже одного раза в трое суток зимой и ежедневно летом. При этом допускаются отклонения от этих сроков: при среднесуточной температуре +5 градусов и ниже — не более 48 часов, при температуре от +5 градусов и выше — не более 24 часов единовременно.
Однако если это ваша собственная контейнерная площадка (построена за ваш счёт на вашей собственной территории, например, в частном секторе), то при
8668 4
заключении договора вы можете прописать и другую периодичность вывоза мусора. В этом случае контейнеры будут опустошать по согласованному графику.
Тем не менее снизить таким образом сумму в платёжке за вывоз ТКО не получится: как пояснил официальный представитель регионального оператора — АО «Куприт» — Станислав Куршаков, для физических лиц оплата в любом случае производится по нормативу. Напомним, на данный момент в Кирове норматив накопления ТКО составляет 1,732 кубометра на одного человека в год, в Кирово-Чепецке — 1,65 кубометра, в остальных муниципальных образованиях региона — 1,45 кубометра. Однако эти нормативы ещё могут быть изменены: кировское УФАС предписало региональному Министерству энергетики и ЖКХ отменить распоряжение, которым были утверждены действующие нормативы накопления ТКО. Причиной такого решения стало то, что нормативы были определены не на основании замеров, как того требует федеральное законодательство, а исходя из экспертного заключения института «Кировкоммунпроект». Срок для МинЖКХ истекает 20 мая.
Что касается юридических лиц, то нормативы для них значительно отличаются в зависимости от вида деятельности. Так, к примеру, для организаций торговли нормативы варьируются от 0,2 до 2 кубометров в год с квадратного метра площади, а для организаций службы быта (мастерские, парикмахерские, бани и т.д.) — от 0,2 до 1,6 кубометра ТКО. Причём в последнем случае в качестве расчётной единицы могут выступать как квадратные метры площади, так и места, посетители или участники (для садоводческих кооперативов). Подробнее все установленные нормативы по всем категориям организаций можно посмотреть здесь.
При этом юрлица — также, как и физлица — могут подать регоператору заявку на заключение договора и прописать в нём порядок вывоза ТКО. Если такая заявка не была направлена, то с юрлицом автоматически заключается типовой договор с общими условиями. В этом случае плата будет рассчитываться исключительно по установленным нормативам.
Однако если у организации до 1 января 2019 года уже был заключён договор на вывоз отходов и имеются все подтверждающие документы, то юрлицо имеет право заключить договор исходя из фактического объёма образования ТКО.
– Для малого и среднего бизнеса подтверждающими документами являются отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, для бюджетных учреждений и иных юрлиц — проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или форма 2-ТП (отходы). Также принимается декларация платы за негативное воздействие. По сути, для тех, у кого были договоры на вывоз отходов, плата изменилась только на процент роста тарифа за коммунальную услугу по обращению с ТКО, объёмы остались прежними, — уточняет Станислав Куршаков.
9705 27
Кроме того, по словам официального представителя «Куприта», регоператор также начал рассчитывать плату за вывоз ТКО исходя из фактического объёма образования отходов для тех организаций, у которых есть места накопления ТКО, включённые в специальный реестр и находящиеся на обособленной территории (без доступа посторонних лиц). То есть таким образом юрлицо сможет подтвердить фактический объём образуемого мусора.
Если же отходы организации привязаны к близлежащим общим контейнерным площадкам, то возможности заключить договор исходя из фактического объёма мусора уже не будет: в этом случае определить, сколько именно отходов из общей массы образовано именно юрлицом, невозможно.
Коротко о главном:
1. Сроки вывоза ТКО установлены Постановлением Правительства №354: не реже одного раза в трое суток зимой и ежедневно летом. При этом допускаются небольшие отклонения.
2. Если это ваша собственная контейнерная площадка, при заключении договора вы можете прописать периодичность вывоза мусора.
3. Физлица в любом случае оплачивают услугу по вывозу мусора по установленным нормативам.
4. Если юрлицо не подавало отдельную заявку на заключение договора с регоператором, организация также оплачивает коммунальную услугу по установленному нормативу.
5. Если у организации до 1 января 2019 года уже был заключён договор на вывоз отходов или у неё есть собственная контейнерная площадка, которая включена в специальный реестр и находится на обособленной территории, то она может оплачивать вывоз ТКО исходя из фактических объёмов производимого мусора.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.