Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ

Настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) капитальный ремонт многоквартирного дома — проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 417-ФЗ)

2) аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 65 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 31.12.2017 № 483-ФЗ, от 28.11.2018 № 436-ФЗ, от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

3) переселение граждан из аварийного жилищного фонда — принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

4) предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда — предоставление государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) или публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» (со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности указанной государственной корпорации в связи с ее присоединением к публично-правовой компании «Фонд развития территорий» с одновременным преобразованием указанной государственной корпорации в соответствии с федеральным законом) целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ, от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Глава 2. (Статьи 3 — 5)

(Глава утратила силу — Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Глава 3. (Статьи 6 — 11)

(Глава утратила силу — Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Глава 4. (Статьи 12, 13)

(Глава утратила силу — Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Глава 5. Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

Статья 14. Перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

1. Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии:

1) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

4) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

5) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

6) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

7) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

8) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

9) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

91) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.12.2008 № 225-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

92) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

93) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

94) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

95) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

96) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

97) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

98) наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию на территориях муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее также — заявка) с 1 января 2013 года; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

99) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

910) наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2025 года — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2019 года до 1 июля 2025 года; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 240-ФЗ; от 31.12.2017 № 483-ФЗ; от 28.11.2018 № 436-ФЗ)

911) (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

10) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

11) наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

111) наличия региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры, утвержденной в соответствии со статьей 161 настоящего Федерального закона, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

12) обеспечения выделения в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии с требованиями жилищного законодательства (далее соответственно — краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, региональные программы капитального ремонта), а также региональных программ по модернизации системы коммунальной инфраструктуры; (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 240-ФЗ, от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 22.12.2020 № 459-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

13) наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить непредоставление и неиспользование земельных участков, на которых располагались многоквартирные дома, общая площадь аварийного жилищного фонда в которых учитывалась при расчете увеличения установленного для субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, строительства многоквартирных домов, а также в населенных пунктах, численность населения которых не превышает 30 тысяч человек, в целях, отличных от целей индивидуального жилищного строительства в случаях предоставления земельных участков гражданам в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 395 и подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 3910 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное условие не распространяется на земельные участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки, и земельные участки под многоквартирными домами, расселенными с участием средств Фонда, включенные в решение о комплексном развитии территории жилой застройки. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 22.12.2020 № 459-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

11. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.12.2010 № 441-ФЗ) (Утратила силу — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

3. Перечень документов, подтверждающих выполнение предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи условий, утверждается наблюдательным советом Фонда. (В редакции федеральных законов от 01.12.2008 № 225-ФЗ; от 25.12.2012 № 270-ФЗ; от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

4. Особенности предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, формируемых за счет дополнительного имущественного взноса Российской Федерации, который направляется на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, могут устанавливаться нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.12.2010 № 441-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

(Статья утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

Статья 151. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов

(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

1. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

3. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

4. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

5. (Дополнение частью — Федеральный закон от 02.06.2016 № 175-ФЗ) (Утратила силу — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

6. Порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе формы и условия предоставления такой финансовой поддержки, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, на основании заявок субъектов Российской Федерации, поданных в Фонд после 1 июля 2016 года, устанавливается Правительством Российской Федерации. Нормы настоящего Федерального закона применяются к правоотношениям, возникающим в связи с предоставлением такой финансовой поддержки, в части, не противоречащей указанному порядку. (Дополнение частью — Федеральный закон от 02.06.2016 № 175-ФЗ)

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ)

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года. (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ; от 23.07.2013 № 240-ФЗ; от 31.12.2017 № 483-ФЗ; от 28.11.2018 № 436-ФЗ)

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 436-ФЗ)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; (В редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году. (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

(Часть в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 240-ФЗ)

21. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Дополнение частью — Федеральный закон от 23.07.2013 № 240-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

22. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 21 настоящей статьи. (Дополнение частью — Федеральный закон от 23.07.2013 № 240-ФЗ)

23. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. (Дополнение частью — Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, мож

Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) — 3) утратили силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ;

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

7. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

Фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в день вступления в силу Закона Нижегородской области от 24 декабря 2015 N 205-З). Согласно действующей редакции этой же нормы фонд капитального ремонта образуют также проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

16. Постановлением от 12 апреля 2016 года N 10-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В дополнительных административных исковых заявлениях Вшивкова Г.А. и Милич Л.А. ссылались на то, что администрацией города Перми не исполнена закрепленная в пункте 2 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность проводить мониторинг технического состояния многоквартирных домов, собственниками квартир в которых они являются. В нарушение требований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 167, частью 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14 Закона Пермского края N 304-ПК, не был проведен осмотр домов в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, не было созвано общее собрание собственников помещений в указанных многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, не принят нормативный правовой акт, утверждающий порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Отказывая товариществу в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 169, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс), закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п и опубликованной на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края, установили, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах с нарушением срока, установленного частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса. Специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт товариществом в ОАО «Сбербанк России» 01.09.2014, тогда как следовало совершить все необходимые действия для реализации выбранного способа формирования названного фонда в срок до 10.08.2014.

При этом суд исходил из того, что часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает конечный срок для проведения общего собрания жильцов.

Собственники помещений в спорном доме в установленный законом срок приняли соответствующее решение (реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет), поручили уполномоченному лицу (председателю правления товарищества) совершить юридически значимые действия в связи с принятием решения. В свою очередь, уполномоченное лицо уведомило о принятом решении районную администрацию, обратилось в банк с заявлением об открытии специального счета, а после открытия счета представило в Госжилинспекцию необходимые документы.

Отказывая товариществу в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 169, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) с учетом официального опубликования Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84, установили, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах с нарушением срока, установленного частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса. Специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт товариществом в ОАО «Сбербанк России» 17.10.2014, тогда как следовало совершить все необходимые действия для реализации выбранного способа формирования названного фонда в срок до 21.08.2014.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.П. Вибе, В.В. Кочин и Т.М. Петрова оспаривают конституционность примененной в деле с их участием части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой орган местного самоуправления наделяется полномочием принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома в случае, если собственники помещений в нем в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, либо в случае, когда капитальный ремонт общего имущества в таком доме не был проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта.

Как усматривается из судебных актов, оспариваемым решением от 30.09.2014 N 14-11389, служба строительного надзора отказала товариществу во внесении в реестр уведомления от 14.08.2014 N 26/08-14 о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете по мотивам нарушения условий, предусмотренных частью 5 статьи 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс).

Суды апелляционной и кассационной инстанций указали, что часть 5 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает конечный срок для проведения общего собрания жильцов, при этом законодательное ограничение для проведения такого собрания ранее установленного срока отсутствует.

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.

16. Постановлением от 12 апреля 2016 года N 10-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.

в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), — по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее, чем в течение 5 лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу;

в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), — по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение 5 лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу;

в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), — по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение 5 лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу;

Статья 166 ЖК РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (действующая редакция)

1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

Комментарий к ст. 166 ЖК РФ

1. Вопросы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов, являются чрезвычайно важными и давно назревшими. Основной причиной, затрудняющей решение проблем, связанных с проведением качественного капитального ремонта, является его недостаточное финансирование, однако нельзя не указать и на недостатки соответствующего правового регулирования.

В течение длительного времени Жилищный кодекс Российской Федерации — основной правовой документ, регулирующий жилищные отношения в нашей стране, практически не уделял капитальному ремонту никакого внимания. Ситуация изменилась в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с которым Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен разделом IX, который получил название «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Следует отметить, что в самом Жилищном кодексе РФ нет определения капитального ремонта. Оно дано в подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому капитальный ремонт многоквартирного дома — это проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ дан перечень работ и услуг, которые входят в понятие капитального ремонта.

2. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень сформулирован как исчерпывающий, однако в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ сказано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Так, Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП указанный перечень был дополнен такими видами работ, как:

замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме;

ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода;

ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме;

ремонт или замена внутреннего водостока;

разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

3. Если собственниками принято решение об увеличенном размере взносов, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, то за счет превышения могут финансироваться любые иные работы по капитальному ремонту общего имущества дома (ч. 3 ст. 166 ЖК РФ).

4. В соответствии с положениями ч. 4 комментируемой статьи финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может осуществляться не только за счет взносов собственников, но также — в качестве мер государственной и муниципальной поддержки — за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными и региональными законами, муниципальными правовыми актами, в том числе в рамках реализации региональных программ капитального ремонта. Так, меры финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются по заявкам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в том числе при наличии в региональных программах капитального ремонта и краткосрочных планах по их реализации, а также в ранее принятых региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов положений о долевом участии субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в финансировании мероприятий по проведению капитального ремонта (ст. ст. 15, 15.1, 20, 20.1 и др.).

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов регулируются общими положениями договора подряда (ст. 702 ГК). Однако в отдельных случаях они также подпадают под действие норм строительного подряда. Так, согласно ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. При этом под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Напомним, что предметом договора строительного подряда и является строительство или реконструкция здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК).

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий