Законопроект о внесении изменений в закон о банкротстве

Федеральный закон от 21.11.2022 г. № 452-ФЗ

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2006, № 52, ст. 5497; 2009, № 1, ст. 4, 14; № 18, ст. 2153; № 29, ст. 3632; 2010, № 17, ст. 1988; 2011, № 7, ст. 905; № 49, ст. 7015; 2012, № 31, ст. 4333; 2014, № 52, ст. 7543; 2015, № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 26, ст. 3891; 2017, № 18, ст. 2661; № 31, ст. 4815, 4830; 2018, № 18, ст. 2557; № 32, ст. 5115; № 53, ст. 8440; 2019, № 49, ст. 6953; № 52, ст. 7787; 2021, № 9, ст. 1470; № 17, ст. 2878; 2022, № 43, ст. 7272) следующие изменения:

1) статью 34 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. На основании мотивированного ходатайства контролирующего должника лица арбитражный суд выносит определение о привлечении указанного лица к участию в деле о банкротстве. Данное определение может быть обжаловано.

С момента вынесения определения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, контролирующее должника лицо вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении вопросов, решение которых может повлиять на привлечение его к ответственности, а также на размер такой ответственности, в том числе обжаловать принятые по данным вопросам судебные акты.

Подача ходатайства о привлечении к участию в деле о банкротстве не является признанием заявившим его лицом вины в совершении действий и (или) бездействии, влекущих привлечение его к ответственности.»;

2) пункт 1 статьи 6115 дополнить абзацами следующего содержания:

«Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, указанных в абзаце втором пункта 4 статьи 34 настоящего Федерального закона. Подача ходатайства о привлечении к участию в деле о банкротстве в этом случае не требуется.

Если указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо до подачи заявления о привлечении его к ответственности участвовало в деле о банкротстве, в том числе в качестве конкурсного кредитора, либо имело возможность участвовать в деле о банкротстве в соответствии с пунктом 4 статьи 34 настоящего Федерального закона, подача такого заявления не является основанием для восстановления пропущенного им срока на обжалование судебных актов, принятых до подачи заявления, за исключением случаев, если указанное лицо не вступило в дело о банкротстве ввиду того, что оно добросовестно заблуждалось относительно наличия у него статуса контролирующего должника лица.»;

3) статью 134 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Очередность удовлетворения требований конкурсного кредитора, являющегося кредитной организацией, в отношении которой утвержден план участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, не может быть понижена по основаниям, которые возникли до даты утверждения такого плана.»;

4) статью 1843-3 дополнить пунктом 15 следующего содержания:

«15. В случае, если основания для привлечения страховой организации к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого она является контролирующим должника лицом, возникли до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов страховой организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором принято указанное решение. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении страховой организации к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности страховой организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа, могут быть предъявлены к лицам, контролировавшим страховую организацию до указанной даты и определяемым по правилам статьи 6110 и пункта 1 статьи 18413 настоящего Федерального закона. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае страховая организация привлекается к участию в деле.

Положения абзацев первого и второго настоящего пункта применяются в случае взыскания убытков в соответствии с пунктом 1 статьи 6113 или статьей 6120 настоящего Федерального закона.»;

5) статью 1861-5 дополнить пунктом 131 следующего содержания:

«131. В случае, если основания для привлечения негосударственного пенсионного фонда к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого он является контролирующим должника лицом, возникли до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда с участием контрольного органа, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов негосударственного пенсионного фонда, определенную по данным его бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором принято указанное решение. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении негосударственного пенсионного фонда к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности негосударственного пенсионного фонда, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда с участием контрольного органа, предъявляются к лицам, контролировавшим негосударственный пенсионный фонд до указанной даты и определяемым по правилам статьи 6110 настоящего Федерального закона и пункта 13 настоящей статьи. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае негосударственный пенсионный фонд привлекается к участию в деле.

Положения абзацев первого и второго настоящего пункта применяются в случае взыскания убытков в соответствии с пунктом 1 статьи 6113 или статьей 6120 настоящего Федерального закона.»;

6) статью 18923 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. В случае, если основания для привлечения кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого она является контролирующим должника лицом, возникли до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов кредитной организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором был утвержден указанный план. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении кредитной организации к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности кредитной организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, могут быть предъявлены к лицам, контролировавшим кредитную организацию до указанной даты и определяемым по правилам статьи 6110 настоящего Федерального закона и пункта 1 настоящей статьи. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае кредитная организация привлекается к участию в деле.

Положения абзацев первого и второго настоящего пункта применяются в случае взыскания убытков в соответствии с пунктом 1 статьи 6113 или статьей 6120 настоящего Федерального закона.»;

7) статью 18940 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. В случае, если сделка между кредитной организацией и юридическим лицом, в отношении которого она являлась или является заинтересованным лицом, совершена до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и признана недействительной по основаниям, предусмотренным статьями 612 и 613 настоящего Федерального закона, в рамках дела о банкротстве такого юридического лица, размер денежных обязательств кредитной организации, указанных в статье 616 настоящего Федерального закона, не может превышать стоимость чистых активов кредитной организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором был утвержден план участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. Совокупный объем требований таких юридических лиц по этим основаниям не может превышать предельный размер денежных обязательств кредитной организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, денежные обязательства кредитной организации, указанные в статье 616 настоящего Федерального закона, могут быть возложены на лиц, контролировавших кредитную организацию до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и определяемых по правилам статьи 6110 и пункта 1 статьи 18923 настоящего Федерального закона. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для признания сделки недействительной и (или) применения последствий ее недействительности возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае кредитная организация привлекается к участию в деле.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 — 7 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункты 3 — 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона), за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, применяются в том числе к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Положения абзаца третьего пункта 1 статьи 6115 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Спасти должника: как поменяется закон о банкротстве

Спасти должника: как поменяется закон о банкротстве

Закон о банкротстве готовится к очередной встряске. Правительственный законопроект принесет много нового. У должника появится шанс спастись от распродажи активов и краха бизнеса. Учредители банкрота получат существенные права: смогут предлагать план реструктуризации и даже влиять на процедуру. А еще должников поделят на группы, из-за чего кардинально изменится процедура назначения арбитражных управляющих.

Реформа, которую предложило Минэкономразвития, настолько значительна, что ее смело можно считать новым законом о банкротстве, считает Станислав Петров, руководитель практики банкротства Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Санкционное право группа Уголовное право Профайл компании × .

Новые поправки в закон о банкротстве впервые представили в марте 2020 года. За их разработку отвечало Министерство экономического развития. Сейчас проект поправок находится на рассмотрении в правительстве. Следующим шагом должно стать внесение законопроекта в Госдуму. У проекта есть все шансы стать законом. Об этом говорят действия правительства: в конце июня кабмин отозвал из Госдумы сразу четыре проекта «банкротных» поправок, которые стали неактуальными.

Одно из ключевых изменений, предложенных Минэкономразвития, – отмена сразу трех банкротных процедур. Наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления больше не будет в процессах.

Вряд ли кто-то будет по ним скучать, ведь они неэффективные. Как показывает статистика Судебного департамента, в 2019 году внешнее управление ввели в 186 банкротных делах, а финансовое оздоровление – только в 21. А всего за этот период в российских судах рассмотрели споры по 85 500 банкротным делам, то есть доля этих процедур ничтожна.

Петров одобряет и отказ от наблюдения. Его применяют чаще (10 082 раза в 2019 году), но эта процедура лишь затягивает введение конкурсного производства и увеличивает расходы кредиторов, считает эксперт. Поэтому ее давно стоило отменить. Это «очевидный шаг вперед», полагает юрист.

Законопроект сокращает число оздоровительных процедур ровно до одной – реструктуризации долгов. Сейчас она применяется только в банкротствах граждан. Для юридических лиц такая процедура станет новинкой. Целью реструктуризации станут «сохранение бизнеса и удовлетворение требований кредиторов».

План реструктуризации долгов будут подготавливать сами должники, а утверждать его будут конкурсные кредиторы вместе с уполномоченными органами (ФНС). Свои планы могут представить и другие лица – кредиторы, управляющий, учредитель или участник должника. Тогда кредиторам придется выбирать, какой план утвердить.

Реструктуризация долгов может продолжаться не более четырех лет. Собрание кредиторов может продлить этот срок вдвое – до восьми лет, но только один раз. План реструктуризации должен предусматривать полное погашение долгов по текущим платежам и требованиям кредиторов первой очереди и второй в течение трех месяцев.

План реструктуризации может предусматривать конвертацию долгов в доли в уставном капитале компании-должника, ее акции, облигации и другие ценные бумаги. Допускаются реорганизация должника, продажа всего предприятия или части имущества, замещение активов, новация обязательств, прекращение обязательств через отступное. Разрешаются прощение долга, изменение порядка и объемов погашения долгов, прекращение и изменение условий залога.

После того как план утвердят, а процедура реструктуризации начнется, все аресты и другие ограничения, наложенные на имущество должника, снимаются. С этого момента вводится запрет на выплату дивидендов и распределение прибыли.

Одна из главных мыслей законопроекта – частично оставить управление за собственниками даже во время банкротства. Так, в ходе реструктуризации долгов всю власть не станут автоматически отдавать управляющему.

Вместо этого поправки предусматривают, что за учредителями и участниками должника можно сохранить право назначать руководителя. Другая возможность – передать такие полномочия собранию или комитету кредиторов. А еще можно будет установить «двоевластие», то есть образовать сразу два единоличных исполнительных органа должника, одного из которых выберут собственники бизнеса, а другого – кредиторы. Полномочия между ними разделят в соответствии с планом реструктуризации долгов. Управление можно передать и антикризисному управляющему – такой вариант в законопроекте тоже предусмотрен.

Сохранение управления за собственниками (в совокупности с новым способом назначения управляющих, о котором ниже) позволит не отдавать бизнес «на растерзание» кредиторам (особенно залоговым). Ведь они обычно настроены побыстрее продать активы должника и вернуть хотя бы часть денег, а не сохранять бизнес.

Не менее важное нововведение – балльная система для управляющих. Баллы будут начисляться за различные действия, которые совершил управляющий в ходе банкротных процедур. Например, за каждый исполненный план реструктуризации.

Норма о расчете баллов, которые будут получать управляющие, отсылает к правительству. Именно ему предстоит предусмотреть соответствующий порядок в одном из своих актов. Такой порядок содержался и в первоначально представленной к общественному обсуждению версии законопроекта, но в итоге его из текста убрали.

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих также будут получать рейтинг. Его будут считать исходя из среднего арифметического значения баллов всех управляющих этой СРО. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.

Законопроект отказывается от сложившегося порядка выбора управляющего или саморегулируемой организации управляющих. Теперь их будут выбирать почти в случайном порядке. Это кардинальным образом изменит весь ход процедуры, отношение должника и его кредиторов к процессу банкротства, уверен Петров. «Борьба между кредиторами за право первенства подачи заявления изживет себя и перестанет быть стимулом для скорейшей подачи заявления о признании должника банкротом», – комментирует эксперт.

Выбор управляющего начнется с размещения информации о предстоящем банкротстве в регистре (это новый Государственный регистр арбитражных управляющих). На эту информацию могут откликнуться различные СРО, а в своей заявке на участие в деле они должны указать то количество баллов, которые готовы «поставить на кон». Эти баллы будут временно вычитать из общего количества на период выбора управляющего для дела.

После этого система высчитает средний балл «ставки» всех СРО, которые захотели принять участие в банкротном деле, и отсеет тех, кто предложил баллов меньше среднего. И потом система сделает случайных выбор из оставшихся СРО.

Новая процедура назначения арбитражного управляющего содержит множество нюансов и, может быть, еще претерпит изменения. Окончательное слово в назначении останется за судом. Он сможет отказывать в утверждении управляющего в случае отсутствия у него «достаточной компетентности, добросовестности и независимости».

Всех банкротов поделят на три группы по размеру доходов и активов:

На три группы поделят не только должников, но и СРО. Определять, к какой группе относится СРО управляющих, будут сами управляющие на общем собрании. Организации смогут работать с должниками не выше своей группы.

Сейчас арбитражные управляющие получают ежемесячное вознаграждение в размере от 15 000 до 45 000 руб. в месяц за работу над банкротными делами. «Зарплата» уступит место фиксированной оплате от 100 000 руб. за должников первой группы до 500 000 руб. за должников третьей группы.

Антикризисным управляющим, участвующим в реструктуризации долгов, доплатят проценты от «суммы прироста стоимости чистых активов должника». А у конкурсных управляющих, как и сейчас, будет возможность заработать процент от продажи имущества с торгов. Правда, порядок расчета изменится. Сейчас управляющим выплачивают 3–7% от размера удовлетворенных требований реестровых кредиторов, а будут платить 2–10% от поступивших в конкурсную массу средств.

Кажется, что по новым правилам вознаграждение управляющего станет больше. Но на самом деле оно только снизится.

Владимир Журавчак, партнер ЗАО «Сотби» ЗАО «Сотби» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Международные судебные разбирательства группа Уголовное право группа Частный капитал Профайл компании ×

Сейчас процедура продажи имущества должника-банкрота с аукциона предусматривает торги «на повышение» – заинтересованные покупатели могут предложить цену выше той, что установил управляющий. И только если такие торги «на повышение» дважды ничем не закончились, покупателям разрешают предлагать цену ниже.

Поправки Минэкономразвития предусматривают, что торги «на повышение» и «на понижение» могут проходить в рамках одного торгового дня. Это нововведение должно ускорить продажу имущества банкротов.

Новая инициатива обязывает юрлиц в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства. За нарушение этого правила предусмотрена ответственность. Наказать могут участников общества, которые приняли решение о продолжении работы, управляющего и других лиц. Ответственность будет солидарной.

Эдуард Олевинский, Олевинский, Буюкян и партнеры Олевинский, Буюкян и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) 13 место По выручке на юриста 25-26 место По количеству юристов 27 место По выручке Профайл компании × , критикует новые поправки из-за их «нелояльности» к арбитражным управляющим. Например, законопроект предусматривает пятидневный срок на подготовку мотивированных отзывов на возражения к требованиям кредиторов. За нарушение этого срока предусмотрены крупные штрафы. «Зачем устанавливать столь жесткий срок, непонятно», – комментирует эксперт.

Также Олевинский отметил, что сейчас информация о различных банкротных процедурах содержится в различных источниках, из-за чего информацию становится тяжело найти.

Очень хотелось бы предотвратить многочисленность систем раскрытия информации о ходе банкротства, иначе сама цель такого раскрытия не достигается.

Владимир Журавчак хотел бы, чтобы закон регулировал проблемы банкротства предпринимательской группы. Эксперт уверен, что нужно разрешить включать в процесс банкротства платежеспособных членов группы, не отвечающих признакам банкротства. Это могло бы существенно повысить размер удовлетворения требований кредиторов за счет тех активов, которые изначально были несправедливо распределены внутри группы или сокрыты от кредиторов, убежден эксперт.

«Действующая редакция закона о банкротстве не содержит способов защиты прав кредиторов и должника на предбанкротном этапе», – ответил на вопрос о недостатках проекта Станислав Петров. Из-за этого кредиторы лишены возможности предотвращать вывод активов до введения процедуры банкротства, а должники – приостанавливать взыскание для применения реабилитационных мер.

Малоимущим и пенсионерам упростят внесудебное банкротство

Эти категории граждан смогут воспользоваться процедурой личного банкротства, даже если приставы не окончили исполнительное производство.

Группа депутатов от «Единой России» внесла в Госдуму законопроект, который должен упростить процедуру внесудебного банкротства для пенсионеров и малоимущих россиян с доходами менее двух прожиточных минимумов. Поправки предлагается внести в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Авторы документа напомнили, что с 1 сентября 2020 года россияне могут воспользоваться внесудебной процедурой банкротства через МФЦ, если их долг составляет от 50 000 до 500 000 руб. и если ранее приставы прекратили в отношении них исполнительное производство за отсутствием имущества.

Между тем этой процедурой сейчас не смогут воспользоваться малоимущие граждане и пенсионеры, поскольку они ежемесячно получают свой доход (заработную плату, пенсию или иной доход).

«В таком случае недоступность процедуры внесудебного банкротства для указанной категории граждан (хотя и формально соответствующей условиям внесудебного банкротства – неплатежеспособность и добросовестность должника) впоследствии приводит к тому, что у этих граждан в рамках исполнительного производства (или на основании исполнительной надписи нотариуса) будут удерживаться долги в размере половины суммы ежемесячно получаемых доходов», – говорится в пояснительной записке.

После удержания долгов у таких граждан попросту не останется средств для оплаты коммунальных услуг и покупки продуктов питания, подчеркивают авторы. Поэтому они предложили разрешить внесудебное банкротство тем, чей доход не превышает двукратной величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения или пенсионера. Такие заявления граждане смогут подавать, даже если приставы не окончили исполнительное производство по отсутствию имущества.

Опрошенные «Право.ru» юристы положительно отнеслись к предложенным поправкам.

Цель новых поправок та же, что и при принятии основных поправок о внесудебном банкротстве, – борьба с увеличением бедных слоев населения, отмечает управляющий партнер юридической компании Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Интеллектуальная собственность × Артем Денисов. Действующие ограничения внесудебного банкротства неудобны на практике, поэтому процедурой внесудебного банкротства пока воспользовалось мало россиян, пояснил он.

«С экономической точки зрения поправки выглядят логичными. Эти поправки в русле и других внесенных в ГД поправок депутатов о том, что у должника должен сохраняться доход в размере прожиточного минимума (на него нельзя обращать взыскание). Оба законопроекта направлены на защиту граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Их цель – не лишать человека средств к существованию», – сказал Денисов.

«В связи с пандемией коронавируса благосостояние граждан за прошедший год существенно снизилось, а размер просроченной задолженности по долговым обязательствам увеличился многократно. В такой ситуации использование малообеспеченными гражданами возможности не нести существенные расходы на погашение долга у судебных приставов, несомненно, положительно скажется на их уровне благосостояния и общем уровне бедности в стране», – соглашается руководитель практики банкротства Плешаков, Ушкалов и партнеры Плешаков, Ушкалов и партнеры Федеральный рейтинг. × Анна Маджар.

Вместе с тем, по ее мнению, в будущем банки будут неохотно выдавать малообеспеченным россиянам кредиты.

«Не менее важным моментом является потенциальное ужесточение процессов выдачи кредитов со стороны банков, а именно более скрупулезная оценка платежеспособности гражданина. Вероятно, что банки будут просить у заемщиков дополнительное обеспечение в связи с возможным ухудшением их платежеспособности в будущем», – пояснила Маджар.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий