Куда жаловаться на плохую дорогу
Водителям не так важно, кто занимается капитальным ремонтом автомобильных дорог, а кто – текущим ремонтом и содержанием дорог. Главное – чтобы ехать по этим дорогам было комфортно. Однако для суда правильное указание на ответственный орган имеет принципиальное значение. Эксперты Право.ru рассказали, куда подать жалобу, чтобы ее рассмотрели.
Кто виноват?
Сотрудник ГИБДД обнаружил, что дороги Томска в очень плохом состоянии: нет тротуаров, пешеходных переходов и разметки, обозначающей край проезжей части и разделяющей транспортные потоки, имеются многочисленные ямы, на перекрестке не установлены дорожные знаки. Управленческие функции в сфере дорожной деятельности, благоустройства территории городского округа и охраны окружающей среды осуществляет Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска. Инспектор решил, что департамент не принял своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги, и составил в отношении него протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог).
Мировой судья судебного участка № 5 Кировского судебного района г. Томска признал департамент дорожной деятельности виновным и оштрафовал его на 100 000 руб. Кировский районный суд г. Томска и его зампред подтвердили законность такого решения.
Представитель департамента дорожной деятельности обратился с жалобой в Верховный суд, чтобы тот исключил из принятых актов указание на отсутствие тротуаров для движения пешеходов. ВС установил: ремонтом существующих тротуаров занимается Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска, а созданием новых – Департамент капитального строительства администрации г. Томска. Поэтому ВС удовлетворил жалобу и изменил ранее вынесенные акты (№ 88-АД19-7, № 88-АД19-5).
В другом аналогичном деле представитель Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска обратился в ВС с целью исключить указание на вину ведомства в отсутствии остановочной и посадочной площадок, а также заездного «кармана». ВС решил, что речь идет о капитальном ремонте автомобильных дорог, полномочия по проведению которого делегированы Департаменту капитального строительства администрации г. Томска, и изменил ранее принятые акты (№ 88-АД 19-6).
«Местные администрации создают отдельные органы, которые занимаются содержанием дорог, пытаясь переложить с себя ответственность», – прокомментировал ситуацию юрист АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа Частный капитал группа Антимонопольное право (включая споры) группа Уголовное право группа Экологическое право группа Недвижимость, земля, строительство группа Семейное и наследственное право 37 место По выручке Профайл компании × Кирилл Карпухин.
Обычная для России картина: полномочия по содержанию дорог распределены между двумя (кстати, очень схожими по названию) подразделениями местной администрации, которые, наверняка, сами точно не смогут объяснить различия в их функциях. А жители Томска пользуются разбитой дорогой без разделительных полос, бордюров и тротуаров
Артур Великжанин, юрист АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа Частный капитал группа Антимонопольное право (включая споры) группа Уголовное право группа Экологическое право группа Недвижимость, земля, строительство группа Семейное и наследственное право 37 место По выручке Профайл компании ×
Что делать?
Если дорога в плохом состоянии – с ямами, без разметки, дорожных знаков, тротуаров и пешеходных переходов, – имеет смысл подать жалобу:
- в муниципалитет – если речь идет о состоянии городских улиц;
- в администрацию города. «Например, для Москвы действует Официальный сайт Мэра Москвы, где почти в свободной форме можно подать жалобу. Вероятность того, что ее направят в компетентные органы и как-то отреагируют, очень высока», – считает руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × Дмитрий Лесняк;
- в управление ГИБДД ГУ МВД по соответствующему региону. «ГИБДД является контролирующим органом, который руководствуется ГОСТ и федеральными законами. ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к автодорогам и сроки ремонта повреждений», – рассказала старший юрист ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Цифровая экономика группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа Банкротство (споры mid market) группа Частный капитал Профайл компании × Елизавета Капустина.
«Также можно обратиться к местным депутатам, чтобы они направили депутатский запрос. Если дорога расположена рядом со школой, больницей или иными социальными объектами, об этом стоит указать, – возможно, вопрос решится быстрее», – рекомендует Лесняк. «Еще жалобу на неудовлетворительное состоянии дорог можно написать на РосЯму и в Дорожную инспекцию ОНФ», – добавил советник АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа Частный капитал группа Антимонопольное право (включая споры) группа Уголовное право группа Экологическое право группа Недвижимость, земля, строительство группа Семейное и наследственное право 37 место По выручке Профайл компании × Василий Фотинский.
Форма обращения свободная, но надо указать, от кого и на чье имя пишется жалоба, точное месторасположение и характер описываемых проблем. По возможности приложите фотографии. «Чем подробнее будет изложена проблема и чем тщательнее проработана позиция относительно нарушений действующего законодательства в области дорожных правоотношений, тем выше шанс, что будут приняты своевременные превентивные меры», – считает партнер АБ Деловой фарватер Деловой фарватер Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Уголовное право 11 место По выручке на юриста 15 место По выручке 15 место По количеству юристов × Павел Ивченков.
Если обращение в эти органы не дало результатов, направьте жалобу в Роспотребнадзор, Росавтодор, прокуратуру или суд.
Как заставить дорожников залатать ямы — инструкция «За рулем»
Все жалуются, что дороги убитые. А слабó попинать дорожников, чтобы они привели в порядок асфальт на вашей улице? Рассказываем, как это сделать.
Отличия хорошей дороги от плохой описывает ГОСТ Р 50597–2017: длина выбоины не должна превышать 15 см, а глубина — 5 см. На тему того, что ГОСТ не соответствует требованиям времени (в такой яме можно убить шину вместе с диском), рассуждать не будем. Важнее то, что многие ямы еще больше!
Временные нормативы по приведению асфальта в порядок учитывают площадь дефекта и категорию дороги. Например, на трассе первой категории колдобину должны заделать в течение суток, на дороге четвертой категории — за 10 дней. Для желающих досконально изучить ГОСТ приводим таблицу (она внизу).
Существует простой способ визуально отличить плохое от хорошего. В былые годы мерилом глубины колдобины служил коробок спичек, теперь на смену ему пришла кредитная карточка, размер которой 85×55 мм. Если глубина ямы больше ширины карточки (55 мм), нарушение налицо!
Пора жаловаться
Самый эффективный способ — накатать жалобу в ГИБДД. Можно по старинке направить письменное заявление, но в век интернета гораздо проще зайти на сайт ГИБДД, найти нужный сервис и написать электронное письмо. Анонимки не принимают, потребуется указать свои данные. Заранее сфотографируйте дефект, для оценки его размеров поместите в кадр карточку или линейку.
Госавтоинспекция должна отреагировать и прислать письменный ответ в течение 30 суток. Этот срок соблюдают четко. Инспекторы выдадут предписание дорожной организации, а если ее сотрудники не отреагируют, будут призваны к ответу.
Некоторые советуют жаловаться в прокуратуру. Но стоит ли из-за каждой колдобины прокуроров тревожить? Пусть сконцентрируются на более крупных нарушениях закона — например, на том, что обслуживающая организация не выполняет предписание на устранение недостатков, поступившее от ГИБДД.
В большинстве случаев эффективны жалобы в местную администрацию, которая является собственником дороги. Если же дорога федеральная, то надо информировать Минтранс.
Суровые штрафы
Читая статью 12.34 КоАП, предусматривающую наказание за несоответствующее содержание дороги, искренне удивляешься: как же наши дорожные службы еще не пошли по миру? Если дефект не ликвидировали либо не установили перед ним заграждение, должностным лицам светит штраф 20–30 тысяч рублей, а юридическим — на порядок больше. А если из-за этого дефекта случилась авария, в которой причинён вред здоровью легкой или средней тяжести, штраф повышается до 50–100 тысяч рублей для должностных лиц и до 400–500 тысяч — для юридических.
Госавтоинспекция несет надзорные функции, и специально обученный человек должен регулярно объезжать вверенный участок и фиксировать нарушения. Увы, сотрудники ГИБДД замечают не всё. Но от жалоб бдительных граждан сейчас отмахнуться сложно. А за бездействие по голове не погладят.
Так что не ленитесь писать письма — совместными усилиями мы сделаем наши дороги лучше.
Если попал в яму
Первым делом подумайте о собственной безопасности. Откатите машину в сторону, установите знак аварийной остановки. При нахождении на дороге или обочине в темное время суток необходимо надеть жилет со светоотражающими элементами, если их нет на одежде. Этого требуют ПДД и здравый смысл.
Вызовите сотрудников ГИБДД — проще всего воспользоваться единым номером 112. Если пострадавших нет, вероятнее всего, экипаж не поедет на оформление, вам предложат самостоятельно проследовать в отделение. Разумеется, нужна доказательная база — фото- и (или) видеосъемка злополучного дефекта дороги и полученных повреждений автомобиля. Зафиксируйте размер колдобины, постарайтесь, чтобы в кадр попал элемент дороги, позволяющий идентифицировать местонахождение, — верстовой столб, указатель, приметное здание. И машину, и дорогу снимайте и крупным, и общим планом. Фотографируйте оперативно, поскольку бывали случаи, когда дорожные рабочие еще до приезда сотрудников ГИБДД успевали установить ограждение или засыпать яму.
Имея доказательную базу в виде протокола, фото- и (или) видеосъемки и калькуляции ущерба, легко привлечь к ответу эксплуатирующую организацию. Если та откажется возмещать ущерб добровольно, обращайтесь в суд. В этом случае ответчику придется оплатить еще и судебные издержки.
Дефекты покрытия и сроки их устранения
Категория дороги
Группа улиц
Срок устранения, сут., не более
Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной или более
Примите жалобу: куда и на что жаловаться автомобилистам?
В этом материале собраны полезные контакты, которые пригодятся для подачи жалоб на разнообразные дорожные проблемы. Охватить все регионы страны невозможно, поэтому мы ограничились Москвой, но какие-то схемы работают и в глубинке.
Столицу выбрали в качестве примера еще и потому, что здесь, как ни в одном другом регионе страны, обращения в различные инстанции с большой долей вероятности приведут к результату. Конечно, если речь идет о мелких в масштабах мегаполиса неудобствах, устранение которых не затронет интересы «большого капитала».
Яма на дороге
Не спешите мгновенно забывать о яме, от которой только что удачно увернулись. Она может стать причиной крупного ущерба, аварии или даже чьей-то гибели в ДТП.
Не спешите мгновенно забывать о яме, от которой только что удачно увернулись. Она может стать причиной крупного ущерба, аварии или даже чьей-то гибели в ДТП.
Пренебрегать жалобами не стоит. Сегодня вы удачно увернулись от ямы на дороге — а завтра забудете про нее и расплатитесь новым колесом. Сегодня вам наплевать на неработающий светофор — а завтра он станет причиной ДТП с вашим участием. И это я не говорю о пользе для сотен и тысяч других автомобилистов, которые благодаря своевременному обращению смогут избежать аналогичных проблем. Тем более что сегодня можно отправить сообщение в любой государственный орган в течение нескольких минут, сидя за компьютером.
Начать борьбу с неудобствами и нарушениями проще всего с государственного портала «Наш город». На нем создано множество типовых тем для обращений, большинство из которых касаются дорог общего пользования и дворовых проездов, общественного транспорта и дорожной инфраструктуры. Выбираете нужный раздел, оставляете сообщение, подкрепляете его фотографиями и ждете ответа от госорганов на указанный вами электронный адрес. Законом установлен срок в 30 дней, однако «Регламент обработки и публикации информации на порталах Правительства Москвы», действующий на сайте, обещает ответ в более сжатые сроки — в течение восьми рабочих дней. Правда, есть важный нюанс. Если ваша проблема не попадает под предложенные порталом разделы, ее не примут к рассмотрению, и придется искать другие способы обращения к властям.
Яма на дороге
Ям в столице куда меньше, чем в других городах страны, но абсолютно безопасными московские дороги называть наивно.
Ям в столице куда меньше, чем в других городах страны, но абсолютно безопасными московские дороги называть наивно.
Есть похожий ресурс такого же широкого профиля, но уже независимый. Портал «Сердитый гражданин» характеризует себя как онлайн-проект для решения проблем и борьбы с несправедливостью. Набор тем в нем отличается от «Нашего города», но также содержит немало полезных для автомобилистов разделов. Принцип обращений тот же: описание жалобы, возможность приложить фотографии, уведомления о ходе решения на электронную почту. Заботиться о том, чтобы заявление попало в нужную инстанцию, не надо — сайт отправляет его правильному адресату автоматически. Портал, кстати, работает по всей России.
Часть вопросов можно решить через электронную приемную на сайте «Московский транспорт». Он, правда, по большей части отвечает за общественный транспорт, но есть блоки тем, посвященные организации дорожного движения, содержанию улично-дорожной сети, парковочному пространству.
Можно жаловаться и адресно.
Пешеходный переход
Предложения по организации движения можно направлять в ЦОДД. Если вы требуете изменений в одиночестве, скорее всего, ничего не произойдет. Но когда похожих предложений будет много, можно рассчитывать на реальный результат.
Предложения по организации движения можно направлять в ЦОДД. Если вы требуете изменений в одиночестве, скорее всего, ничего не произойдет. Но когда похожих предложений будет много, можно рассчитывать на реальный результат.
Ямы на дороге
За устранение выбоин и прочих дефектов отвечают дорожники, но искать ответственных за конкретную улицу вам, как заявителю, и не нужно. Обращение следует направить в ГИБДД (работает для любого региона России) или в Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) г. Москвы. Есть и некоммерческий частный ресурс для приема заявок со всей страны «РосЯма». С него обращения также уходят в ГИБДД. В автоинспекцию можно написать и о ненадлежащим образом обозначенных ремонтных работах.
Дефекты асфальта в Москве, как правило, исправляют в течение нескольких дней с момента подачи жалобы. Измерять их и убеждаться, что они соответствуют ГОСТу, не нужно. Уж если вы почувствовали всю глубину ямы на машине, то она вряд ли укладывается в разрешенные пределы.
Неисправные светофоры, нечитаемые дорожные знаки
Многие полагают, что жаловаться на неисправные объекты дорожной инфраструктуры нужно в ГИБДД. Это ошибка: автоинспекция их установкой и наладкой не занимается. Для обращений работает телефон «горячей линии» столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД): +7 (495) 539-54-54. Это максимально быстрый способ донести информацию до тех, кто займется ее проверкой.
Светофор
Если вы считаете, что цикл работы светофора можно изменить и пропускная способность перекрестка от этого только вырастет, сообщите в ЦОДД. Может, объект действительно неисправен.
Если вы считаете, что цикл работы светофора можно изменить и пропускная способность перекрестка от этого только вырастет, сообщите в ЦОДД. Может, объект действительно неисправен.
Сообщать можно и нужно не только о выключенных светофорах, но и об объектах со сбитым циклом работы. Как правило, это сразу приводит к образованию заторов «на ровном месте». Рассмотрят в ЦОДД и обращение на предмет законности установки дорожных знаков и «лежачих полицейских».
Неисправности светофоров устраняются в течение нескольких часов (утром пожаловался — вечером все работает). Самовольно установленные знаки и «лежачие полицейские» исчезают в течение нескольких дней
Брошенные и разукомплектованные автомобили
Жалобы на бесхозные машины принимает Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ). Дабы правильно определить такой автомобиль, существует Постановление Правительства Москвы от 23 сентября 2014 года. Согласно ему, «брошенные транспортные средства» — это «транспортные средства, создающие помехи в организации благоустройства территории города Москвы: разукомплектованные транспортные средства, транспортные средства, от которых собственник в установленном порядке отказался, транспортные средства, не имеющие собственника». Разукомплектованным признается «транспортное средство, у которого отсутствует один из следующих конструктивных элементов: дверь, колесо, стекло, капот, крышка багажника, крыло, шасси или привод». Первичную проверку проведут органы местной власти, после чего ГИБДД займется поиском владельца. Ему предложат привести автомобиль в надлежащее состояние или утилизировать за свой счет. Если хозяин не найдется, машину вывезут без его согласия.
Бесхозные машины исчезают — проверено. Так что есть легкий (и законный!) способ освободить в своем дворе одно-два парковочных места, занятых врастающим в землю хламом
Нарушители ПДД
Штрафует лихачей и автохамов ГИБДД или, если дело касается парковки в столице, Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). Если ситуация требует сиюминутного вмешательства, можно позвонить 02 или 112. Если речь идет о систематических нарушениях ПДД в одном месте или вы сами зафиксировали нарушителя на фото и видео, проще обратиться через электронную приемную.
Бросаться ловить нарушителя никто не будет, даже если он совершает заведомо опасные для окружающих действия. В лучшем случае после вашего звонка передадут информацию патрулям, которые без особого энтузиазма будут оглядываться по сторонам. Дозваниваться до полиции и рассказывать о ситуации вы, скорее всего, будете дольше, чем потребуется нарушителю, чтобы уехать в другой район или за МКАД. Обращению через электронную приемную дадут ход только после того, как вы лично приедете в отдел ГИБДД и напишете объяснение, заверив его подписью. Как правило, при таком алгоритме полиции не хватает отведенных законом двух месяцев на поиск и привлечение нарушителя к ответственности. Да никто и не стремится.
Нарушение разметки
Парадоксальная ситуация: ГИБДД призывает сообщать о нарушителях ПДД, но в то же время разбираться с ними по обращениям граждан то ли не хочет, то ли не умеет. Вывод основан на личном опыте.
Парадоксальная ситуация: ГИБДД призывает сообщать о нарушителях ПДД, но в то же время разбираться с ними по обращениям граждан то ли не хочет, то ли не умеет. Вывод основан на личном опыте.
Жалобы на захват территории (установку ограждений, шлагбаумов, выделение «своего» парковочного места и т.п.) следует адресовать в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы. Также можно направлять обращения в управу и префектуру своего района и округа (в том числе и в электронной форме).
Содержание мостов, тоннелей, транспортных развязок и набережных находится в ведении ГУП «Гормост» . Об остальных жизненных ситуациях, в которых ваша активная жизненная позиция может проявиться в полную силу, смотрите в фотогалерее.